Тихон Шевкунов: запустить механизм разрушения России извне невозможно

Тихон Шевкунов: запустить механизм разрушения России извне невозможно

«Саморазрушение России» — это самая большая опасность для нашей страны, уверен митрополит Псковский и Порховский, игумен Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов. Несколько дней назад он выпустил обращение, в котором предостерёг о том, что механизм саморазрушения страны может быть запушен исключительно изнутри. «Россия может быть поражена лишь собственной слабостью и силой внутренних раздоров», — процитировал он Карла фон Клаузевица.

Всё это было сказано в момент, когда на Москву шёл «Марш Вагнера», который, по словам владыки, мог стать тем самым механизмом, спусковым крючком противостояния общества, его разбивки на противоборствующие лагеря.

Митрополит Тихон Шевкунов, конечно, призвал народ сплотиться вокруг президента — В. Путина, и не вовлекаться в противостояние, где «и с той, и с другой стороны окажется народ России». Народ, который «и разрушает страну, и становится кровавой и главной жертвой смуты» одновременно.

Сегодня владыке исполнилось 65 лет. Это повод коротко вспомнить биографию влиятельного пастыря и при этом лучше понять смысл сказанных им накануне слов.

В миру будущий митрополит Тихон — тогда Георгий Шевкунов, едва не стал сценаристом, он закончил соответствующий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа). Полученные знания священнослужитель затем употребил в церкви, сначала в Издательском отделе Патриархии, и затем в пастырском служении, стараясь сделать более зримой свою проповедь и сняв фильм «Гибель империи. Византийский урок» в 2008 году.

В произведении, снятом за 15 лет до нынешних событий, митрополит Тихон обозначил причины возможного уничтожения русской государственности по образцу Восточно-Римской империи.

Греческая тема особенно владыке близка — в его жилах течёт кровь понтийских греков Папандопуло. Поэтому неудивительно, что он ищет параллели с грустной историей этой страны, которая на несколько столетий попала под иго турок-осман, и вышла из него в значительно урезанном, разобщённом и зависимом от Западной Европы и США положении. В отличие от России, преодолевшей иго Орды и ставшей новой империей.

В фильме проводится авторский взгляд на причины конца Второго Рима: виной самоуничтожения Византии автор видит «особое отношение к некогда варварскому Западу, который завистливо и алчно столетиями взирал на богатства Византии, а потом холодно и системно наживался на её постепенном разрушении». Отнюдь не порочность людей во власти, как принято считать в исторической науке и как они сами говорили о конце империи, но общее мнение людей, соблазнившихся варварами.

Действительно, греки не любили свою порочную власть, и ненавидели столицу — Константинополь, жирующую на глазах нищих окраин. Они не оказали особого сопротивления захватчикам, которые даже казались им меньшим злом (поначалу османы были миролюбивы, пока их позиции не укрепились).

Тихон Шевкунов: запустить механизм разрушения России извне  невозможно
Штурм стен Константинополя Филипп де Мазероль

Империя как форма правления является особой главой в жизни и деятельности владыки. Он чтит новомучеников, пострадавших от большевистских властей, и благодаря ему построена Церковь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Семья будущего митрополита — из числа тех, кто многие годы провёл в Сталинских лагерях, «обычная семья XX века», живущая в России.

Мальчик из этой семьи прошёл советский «духовный» путь — до 24-летнего возраста был некрещён. Лишь под влиянием тех, кого митрополит Тихон (Шевкунов) затем опишет в бестселлере «Несвятые святые», он выбрал для себя духовную стезю.

2 июля 1991 года духовное дитя архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и митрополита Питирима (Нечаева) приняло духовный сан. Сегодня в числе духовных детей владыки (среди них немало «чекистов», как говорят в прессе, а сам владыка подчас именуется «лубянским»), находится российский президент,.

Учитывая всё это, выступление пастыря в поддержку президента и во имя единения вокруг него в момент «Марша Вагнера» было и одним из первых, и одним из важнейших, предопределивших его исход.

Это не первый раскол, с которым справился владыка. Митрополит Тихон (Шевкунов) считается тем, кто преодолел в православии разделение на «белых» и «красных». Его усилиями поддерживался переговорный процесс между Московским Патриархатом и  РПЦЗ о воссоединении церквей.

И, конечно, владыка не перестаёт заботиться о том, чтобы россияне помнили аналогии русско-византийской истории. Его трудами в Херсонесе возникнет в 2024 году музейный комплекс из трёх музеев, посвящённых истории христианства, Новороссии, Крыма, Античности и Ромейского Царства (Византии).

Проблема соответствия российского и византийского опыта, однако, не так однозначна. «У греков мы взяли Евангелие и Предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений, — писал, кстати, профессиональный историк А.С. Пушкин. — Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве». А главным выводом в этом эпистолярном произведении великого национального русского поэта — письме П.Я. Чаадаеву было: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю».

Пусть не подо всем, но под последней фразой непременно подписался бы и митрополит Тихон (Шевкунов), которому в день юбилея хочется пожелать долгих, счастливых и непременно здоровых лет жизни.

Поделиться с друзьями
Subscription