Величайшая трагедия духовного разделения русского и украинского народов официально была закреплена в постановлении Собора Украинской Православной Церкви (УПЦ), объявившем о «полной самостоятельности и независимости». Отныне украинские духовные иерархи не подчиняются Московскому Патриархату, церковь автокефальна, а украинский народ не молится о здравии Патриарха Кирилла.
Впервые в истории мы являемся свидетелями раскола, который не смогли спровоцировать ни татаро-монголы, ни польские короли, ни даже большевики. Конец единству совпал с проведением спецоперации на Украине, полностью поддержанной Патриархом Кириллом.
Когда в XIII веке на Русь обрушилось нашествие восточных племён, долгое время Галицко-Волынские земли продолжали жить вместе с литовцами по древнерусскому обычаю и праву. Когда же Великое Княжество Литовское приняло католицизм в XIV веке, русские западных земель в основном продолжили исповедовать Веру своих предков и хранить обычаи русской старины.
Начиная с XV века украинское казачество взяло на себя труд охранять православие и не допускать насильственного перехода народа в католицизм. Епископа Черниговского это военное образование возило в повозке во время походов и не допускало нажима на него со стороны светских властей. Поэтому к Воссоединению Украины с Россией при Богдане Хмельницком жители Малороссии считали себя русскими людьми и с лёгкостью целовали грамоту верности русскому царю. Украинское казачество в 1917 году разгромили большевики во главе с Троцким и их союзники.
На момент присоединения Левобережной, а затем и Правобережной Украины в стране была велика доля униатов (греко-католиков) среди местного населения, она всё сужалась благодаря мудрой ненасильственной политике Синода (предшественника Московского Патриархата). Униаты незаметно превратились в меньшинство.
Россия и по сей день крупнейшая и сильнейшая в мире православная страна, однако она перестаёт быть центром Православия, что обезглавливает его. Московский Патриархат теряет свою паству в других странах.
Как сообщает пресс-служба организации, на рассмотрении специально созданной комиссии находится вопрос об изменении статуса православного духовенства Литвы (Виленско-Литовской епархии). Московский Патриархат, согласно документу, ищет решение о том, как реорганизовать работу миссии Православной Церкви в Литве с учётом вызовов времени.
Было бы неплохо сделать то же самое немного раньше в отношении Украины, однако украинские иерархи, в отличие от литовских коллег, как отметил В. Легойда, не обращались с вопросом об изменении статуса. Они односторонне решили вопрос о несогласии с позицией Патриарха Кирилла по спецоперации, напомнив о заповеди «Не убий», и разорвали духовные связи с Россией. Ожидаемо, решение собора не распространяется на Донецкую епархию и ряд других.
На Украине идёт процесс преодоления духовного разобщения, соперничества между независимыми церквами. Возможно, что однажды (после окончания спецоперации) произойдёт и воссоединение православных церквей, но сделать это будет непросто вне политического контекста и при нынешнем Патриархе. Слишком уж православные иерархи сегодня зависят от светских властей своей страны и их взаимоотношений.