Вчера вечером на авиасалоне МАКС-2021 компания «Сухой» представила макет своего нового легкого истребителя пятого поколения Су-75 Checkmate, который должен составить конкуренцию американскому F-35 Lightning II, шведскому JAS-39 Gripen и французскому Dassault Rafale.
Checkmate, который переводится как «Шах и мат», представляет из себя многофункциональную боевую платформу пятого поколения, которая легко модернизируется под потребности заказчика.
Легкий однодвигательный истребитель может быть выполнен в одно- и двухместных вариантах, в пилотируемой и беспилотной модификации, сухопутного и морского базирования. Он обладает малой заметностью, высокими летными характеристиками, широкими боевыми возможностями и системой искусственного интеллекта. При этом цена и стоимость эксплуатации одна из самых низких среди зарубежных аналогов.
Проект был выполнен в самые кратчайшие сроки – один год. Су-75 обещают поднять в воздух в 2023 году, а начать первые поставки заказчикам уже в 2026 году.
«Перед вами стоит образец – это не просто макет, это не просто демонстратор. Это самолет, который в воздух и поднимется. Необходимы, конечно, работы по подготовке к полету. Меньше чем через год у нас закончатся статические испытания самолета, которые позволят нам выйти на организацию первого полета», – заявил во время презентации заместитель главного конструктора проекта Алексей Булатов.
«Мы почему так быстро смогли сделать этот самолет? Мы использовали наработки по Су-57 (…) Это и двигатель, и авионика», – добавил глава Ростеха Сергей Чемезов.
Глава Объединённой авиастроительной корпорации (АОК) Юрий Слюсарь рассказал, что согласно бизнес-плану, в ближайшие 15 лет будет выпущено 300 истребителей Су-75 Checkmate. Самолет, в первую очередь, нацелен на внешние рынки, но не исключено, что какое-то количество будет закуплено и Министерством обороны РФ.
Во время презентации новинки Владимиру Путину и позднее широкой публике были озвучены некоторые летно-технические характеристики:
- максимальная скорость истребителя-невидимки составит 1.8-2 Маха (2’147-2’386 км/ч)
- дальность полёта без подвесных баков – 2’900 км
- боевой радиус действия – 1’500 км
- масса боевой нагрузки – 7.4 тонны
- максимальная перегрузка – 8G
- двигатель с отклоняемым вектором тяги класса 14.5-16 т
В малозаметной конфигурации внутри фюзеляжа самолет способен нести до пяти ракет «воздух-воздух» или других средств поражения. Истребитель способен одновременно атаковать до 6 целей. В арсенале вооружений уже заявлены:
- Ракета «воздух-воздух» Р-74М малой дальности (40 км, 8 кг боезаряда)
- Ракета «воздух-воздух» Р-77 средней дальности (110 км, 22.5 кг)
- Ракета «воздух-земля» Х-38 (до 70 км, до 250 кг)
- Ракета «воздух-земля» Гром-Э1 (до 120 км, 594 кг)
- Ракета противорадиолокационная Х-58УШКЭ (до 245 км, 149 кг)
- Бомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э (165 кг)
- Неуправляемая ракета «воздух-земля» С-8 (до 4 км, 3.6 кг)
- Неуправляемая ракета «воздух-земля» С-13 (до 3 км, 32 кг)
- Пушечное вооружение (название и тип не указаны)
«Checkmate оборудован искусственным интеллектом, выполняющим роль «второго пилота». Он будет самостоятельно проводить диагностику всех систем самолета и помогать летчику в стремительно меняющейся боевой обстановке. Командир концентрируется на выдаче указаний, все операции машина выполняет автоматически», – поделился информацией главный конструктор боевой машины Михаил Стрелец.
Кроме того, истребитель оснащен комплексом радиоэлектронной подавления и обороны, который позволяет бороться со средствами обнаружения и поражения. Современный радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), в свою очередь, позволяет видеть своих противников и угрозы, которые они несут.
Создатели легкого тактического самолёта (ЛТС) говорят, что в нём внедрена новая система логистической поддержки Matreshka, которая позволяет отлеживать техническое состояние машины на протяжении всего жизненного цикла и планировать профилактические и ремонтные работы. Это существенно снижает стоимость и повышает эффективность обслуживания.
По словам разработчиков, стоимость лётного часа Су-75 в шесть-семь раз ниже, чем у F-35 и сравнима с JAS-39 Gripen NG. По оценкам западных экспертов летный час у шведов – 4.5-8 тыс. долларов, у американца – 33-35 тыс. долларов.
Что касается стоимости новинки, Чемезов сообщил, что она будет стоить 25-30 млн. долларов. Это существенно ниже $115 млн. у американского F-35, $90 млн. у французского Rafale и $40-60 млн. у шведского Gripen.
«Если сравнивать с американским истребителем F-35, его ближайшим аналогом, это другой самолет. Больше скорость, больше дальность, большая грузоподъемность. Новые качества. Гораздо лучшая малозаметность реализована здесь. Я бы не сказал, что корректное сравнение с каким-то самолетом. У него уникальная аэродинамическая схема» – сказал Булатов.