Дистанционное обучение в ВУЗах сегодня вводится практически повсеместно (2/3 студентов посещают занятия через сеть Интернет), но его качество вызывает большие вопросы: начиная от того, что внедрение этой формы обучения студентов снижает уровень их подготовки и заканчивая тем, что суррогат не может стоить как подлинник и цена такого обучения должна снижаться.
Беспокойство относительно качества дистанционного образования в ВУЗах ранее высказывал Патриарх Кирилл. О том, что дистанционная форма не может заменить собой очное образование говорил и глава государства, и многие, многие другие.
С одной стороны — качество образования падает. Такова психология человека, что подавляющее большинство не может заниматься с той же отдачей дома и ему необходим преподавательский надзор.А преподавателям — административный надзор.
С другой стороны, преподавательский состав работает, готовится к лекциям и семинарам, передаёт и проверяет знания, готовит отчёты и оплата его труда не должна страдать. При снижении же цен она пострадает, поскольку образовательные учреждения в условиях пандемии не досчитались студентов и казна университетов опустела практически повсеместно.
Хотя со стороны ВУЗов снижаются издержки — например, не требуется столько обслуживающего персонала в гардеробах, буфетах и т.п., экономится электроэнергия и ряд административных затрат, приход платы за обучение не сопоставим с докризисным уровнем. Поэтому ВУЗы теоретически вполне могли бы скорректировать цены своих услуг на ту сумму, которую они выиграли при переходе на дистанционное обучение, но практически это станет для них трагедией.
Понимая всё это, Минобрнауки борется за то, чтобы финансовое состояние ВУЗов в целом сохранилось, и не соглашается на снижение цен за дистанционное обучение, переход на которое был спущен сверху, а не было решением самих учреждений. Но решать проблемы учебных заведений при этом будут студенты-платники и их родители.
Есть и другая альтернатива — когда государство компенсирует ВУЗам снижение цен и субсидирует своих подопечных. А это решение не нравится властям. Единственное, на что министерство готово пойти — рекомендовать (!) снижающий коэффициент для тех ВУЗов, которые взамен дистанционного обучения предлагают заочное.
На круглом столе в Совете Федерации замминистра образования Дмитрий Афанасьев (он сам до апреля 2020 года был ректором Череповецкого университета), занимающийся проблемами высшего образования, сказал так: «Если университет не смог в полном объёме организовать сохранение контактных часов со студентами, если преподаватель заменяет лекции рассылкой материалов, которые нужно изучить самостоятельно, то здесь необходим пересмотр размера платы за образование».
Вот только как будет производиться расчёт рекомендованного понижающего коэффициента — пока неясно, он ещё готовится министерством.
Известно, что ВУЗ в целом может реализовывать дистанционные формы обучения, но отдельные предметы студенты при этом будут изучать самостоятельно из-за нехватки технических средств или квалифицированных преподавателей. Или наоборот, на ВУЗовском уровне организация может не справляться с поставленной задачей, но отдельные преподаватели оказываются способными заниматься со студентами дома с тем же усердием, как и раньше.
На первый взгляд, тяжесть такого решения в любом случае падёт на преподавателей ВУЗов. Трудно будет ввести такой коэффициент, чтобы он учитывал и доступность обучения для студентов, и оценку труда каждого конкретного преподавателя, и ВУЗа в целом. Если же этот коэффициент будет комплексным, то снижение цен приведёт к соответствующему снижению доходов учебного заведения и конкретного преподавателя. Мы не думаем, что это справедливо.