Япония объявила о плане создания своего собственного реактивного истребителя-невидимки, который должен вступить в строй в следующем десятилетии.
Впервые информация о том, что Япония решила отказаться от британского и американских проектов истребителей-невидимок и разработать самолёт пятого поколения самостоятельно, стало известно в марте 2020.
Как заявлял тогда чиновник Агентства по закупкам, технологиям и логистике (ATLA) министерства обороны Японии, предложения американских Lockheed, Boeing и британской BAE Systems «были сочтены не отвечающими нашим потребностям». Поэтому контракт общей стоимостью более $40 млрд. будет передан Mitsubishi Heavy Industries, которая имеет серьёзные наработки в этой области, представив в 2016 году демонстрационную модель невидимки с кодовым названием X-2.
В эту среду Министерство обороны Японии объявило официальные сроки проектирования, строительства, испытаний и ввода в строй сверхзвукового истребителя-невидимки F-3. Однако речь уже идет не о самолёте 5-го, а 6-го поколения.
В 2024 году должен появиться прототип, к 2030 – первый серийный самолёт, а в 2035 – пилоты, летающие на истребителях четвёртого поколения F-2, начнут получать им на замену первые боевые F-3.
К самолётам пятого поколения относят истребители: F-22 Raptor (на вооружении США с 2005 года), F-35 Lightning II (США; 2015), J-20 (Китай; 2017), Су-57 (Россия; 2019), J-31 (Китай; испытания) и X-2 (Япония). От предыдущего поколения их отличают стелс-технологии, размещение вооружения внутри фюзеляжа, более совершенная авионика и полёт на сверхзвуковой скорости без форсажа.
Отличительными чертами истребителей 6-го поколения, если обобщить концепции разных стран, являются:
- перенос фокуса со скрытности на скорость, маневренность и дальность полёта;
- модульная конструкция, позволяющая в течение нескольких часов адаптировать самолёт для конкретных задач, а также легко модернизировать и улучшать его характеристики;
- одинарная кабина, присутствие пилота в которой опционально – истребитель может управляться либо удалённо, либо с помощью искусственного интеллекта;
- шлем виртуальной реальности, заменяющий многочисленные дисплеи и приборы в кабине;
- управление роем дронов, выполняющих как оборонительную, так и разведывательную роль для возглавляющего их истребителя;
- работа в сетевом взаимодействии с остальными участниками поля боя, как пользуясь их боевыми и разведывательными возможностями, так и предоставляя им собственные ресурсы;
- оружие повышенной дальности – когда самолет, находясь вне зоны поражения, может уничтожать цели с помощью дронов;
- большая энергооснащенность, позволяющая пользоваться оружием направленной энергии, например, лазерными пушками.
В японской концепции 6-го поколения, о которой говорит ATLA, ожидается наличие:
- стелс-технологии;
- сетевое взаимодействие – в частности, согласованное распределение целей между членами боевого звена;
- командная работа с роем дронов;
- мощное ракетное оснащение с размещением оружия внутри фюзеляжа;
- двигатели с управляемым вектором тяги, обеспечивающие большую маневренность истребителю;
- большая дальность действия;
- длительный срок эксплуатации.
Партнерство с США и Великобританией в постройке F-3 также считается ключевым элементом программы, чтобы обеспечить оперативную взаимозаменяемость со своими союзниками.
Иными словами, причины отказа от проектов американцев и британцев заключались не в каких-то политических противоречиях, а в том, что те предложили им старые технологии. Однако, нельзя забывать и тот факт, что в 2000-х Конгресс США запретил экспорт невидимок F-22 в Японию.
Впрочем, всё меняется. Буквально накануне Госдепартамент США одобрил продажу Японии 105 американских истребителей F-35 на сумму $23 млрд. Это включает в себя 63 самолета наземного базирования F-35A и 42 самолета F-35B для размещения на японских вертолетоносцах.
В общей сложности японцы планируют закупить 147 истребителей F-35, к чему их подталкивает усилившаяся активность ВВС Китая. По словам министра обороны Таро Коно, Воздушные силы обороны Японии ежедневно поднимают в воздух истребители в ответ на полеты китайцев вблизи японской территории.
В настоящее время над созданием самолёта шестого поколения также работают США (Penetrating Counter Air и Next Generation Air Dominance – ввод в строй ожидается в 2025-2030 гг), Китай (2025-2030 гг), Европа (FCAS – 2035-2040 гг), Великобритания (Tempest – 2035), Россия (начало 2020-х).