Япония решила отказаться от британского и американских проектов истребителей-невидимок и разработать самолёт пятого поколения самостоятельно, сообщают источники Reuters, знакомые с программой.
Таким образом, контракт общей стоимостью более $40 млрд. достанется ведущему японскому оборонному подрядчику Mitsubishi Heavy Industries. В 2016 году компания разработала демонстрационную модель стелс-технологии X-2, самого же самолёта-невидимки у неё нет.
«Японские стелс-конструкции уже хорошо зарекомендовали себя в испытаниях», – сказал один из источников, знакомый с обсуждением нового самолета, который называют F-3 или F-X.
Японские Силы самообороны летают сейчас на двух сотнях самолетов Boeing F-15 и меняют эскадрильи десятилетних истребителей F-4 на F-35 от Lockheed Martin. F-3 должен прийти на смену F-2 – модификации F-16 Fighting Falcon – совместно разработанной Mitsubishi Heavy и Lockheed Martin более двух десятилетий назад.
Предложения от американских Lockheed, Boeing и британской BAE Systems «были сочтены не отвечающими нашим потребностям», – заявил чиновник Агентства по закупкам, технологиям и логистике (ATLA) министерства обороны Японии. «Никакого решения по планеру пока не принято», – добавил он.
После разработки самого планера – самолёта без систем, обеспечивающих его полёт, – правительство выберет поставщиков двигателя, летных систем, датчиков и остальных компонентов, которые придадут реактивному самолёту передовые возможности, сообщают источники.
В Mitsubishi Heavy заявили, что понимают, что государство будет руководить программой развития, и готовы работать в рамках той политики, которой решит следовать правительство.
Стало также известно, что американские компании, в том числе Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman, по-прежнему остаются потенциальными партнерами Японии. Какие компании станут международными партнерами по проекту стелс-истребителя F-3, правительство хочет определиться до конца этого года, рассказал представитель ATLA.
Для разработки многих систем Токио потребуется помощь зарубежных компаний, чтобы сократить время и средства на создание нового истребителя. Новый самолёт нужен стране в ближайшее десятилетие, чтобы противостоять китайской экспансии в Восточной Азии.
Lockheed Martin предлагал Японии самолёт, сочетающий элементы своих истребителей-невидимок F-22 и F-35. Boeing предлагал разработку, основанную на истребителе F-18 Super Hornet. Предложение британской BAE базировалось на реактивном Eurofighter Typhoon. И все три заверили, что готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Развертывание нового самолёта после его постройки планируется в 2030-х годах. В настоящее время краеугольным камнем оборонной политики Токио является 50-тысячный военный контингент США, включающий авианосную ударную группу, который размещается в стране. Сейчас между странами ведутся переговоры относительно стоимости её нахождения – Трамп хочет, чтобы Япония платила за свою защиту больше.
О самом самолёте пока известно мало. Предполагается, что его максимальная скорость составит 2.25 Маха, дальность действия – 2’900 км, дальность боя – 761 км. Его длина – 14.2 м., размах крыльев – 9.1 м., взлётный вес – 13 тыс. кг. Он будет оснащён двумя низкооборотными турбореактивными двигателями IHI XF5-1 с максимальной тягой 49 кН каждый.