Загадка Моцарта

Загадка Моцарта

2 ноября 2019 г. в Концертном Зале им. Чайковского в рамках лектория «Прямая речь» прошло незабываемое выступление Эдварда Радзинского в сопровождении солистов, хора Минина  и оркестра «Новой оперы», которым дирижировал Михаил Грановский.

Писатель и драматург – Эдвард Радзинский, создатель серии исторических портретов великих людей (в эфире ведущих телеканалов), в этот раз возвращал нас — зрителей к загадке жизни и смерти величайшего композитора — Вольфганга Амадея Моцарта, которая оставалась неразрешённой и по сей день.

Он рассказывал о детстве, взрослении, отношениях с отцом и Сальери, о личном счастье и страданиях гения так захватывающе, что ощущение эпохи, присутствия и действий её участников было полным.

Иллюстрируя повествование, своим органичным вхождением в образ сценического действа, чудесная музыка Моцарта погружала затихший зал в мир необыкновенной истории.

В сопровождении хора Минина замечательные певицы (Ирина Боженко – солистка театра «Новая Опера», Белла Кабанова и Евгения Сорокина – солистки хора Минина) своим утончённо-изысканным исполнением вдохновляли воображение зрителей, и можно было представить себя во дворцах и в концертных залах Европы прошлых веков.

Загадка МоцартаЗвучал и великий «Реквием», который «убил» своего создателя, так любившего жизнь.

Казалось бы, о Моцарте уже всё известно, но уникальные рукописи, оказавшиеся в руках Эдварда Радзинского, раскрывали в этот вечер историю мирового гения с новой, неожиданной для всех стороны.

Версия отравления композитором-завистником Сальери была опровергнута.

«След чьей-то дьявольской интриги совершенно отчётливо виден в биографии Моцарта; вот в таком-то году вершина успеха, бесконечные концерты, множество учеников и вдруг… буквально в следующий год ученики исчезают, перестают посещаться концерты и ему не на что жить» (Э.Р.)

Загадка Моцарта раскрывалась на глазах зрителей.

Писатель поведал со сцены о тех советских «счастливых» временах, которые «ещё помнят старые люди, когда в Ленинграде можно было купить за смешные деньги фантастические ценности, награбленные в дни революции из великокняжеских дворцов» (Э.Р.).

Тогда-то и случилось, к великой радости Эдварда Станиславовича это чудо – в его руках оказались оригинальные (на немецком языке) «Подлинные размышления барона ван Свитена», имя которого можно найти в любой стоящей биографии Моцарта.

В этих рукописях были собраны все записи и размышления из дневников барона Готфрида Бернхарда ван Свитена о Вольфганге Амадее Моцарте, которого он считал «достигшим величайшего мастерства в музыке».

«Сначала знаменитый дипломат, друг Меттерниха и нашего Александра Первого, потом фактический министр культуры при Венском Дворе, и всегда – знаменитейший знаток музыки! Он даже сам пытался сочинять, к несчастью, и был автором двенадцати чудовищных симфоний. И всегда, всегда, всегда — верный почитатель Моцарта! А дальше – тайна…

Этот почитатель, этот великий богач дал на похороны Моцарта такие деньги, что почитаемого им гения пришлось хоронить в могиле для бедных. Причём сумма была подозрительно издевательской: он дал ровно столько, сколько Моцарт в дни процветания дал на похороны своего любимого скворца» (Э.Р.)

Эдвард Радзинский читал выдержки из дневников барона ван Свитена, которые начинались со дня смерти Моцарта, так выразительно и проникновенно, что перед глазами заворожённых слушателей буквально оживали картины, описанные свидетелем:

… Лежащий на кровати мёртвый Моцарт с изящными застывшими руками… Его густые светлые волосы без парика… «единственное, что было красивым в его лице»… Рыдающая жена Констанция, мечущаяся с воплями «Вульфи!»… Посмертная маска, «случайно» разбитая бароном… И повсюду, даже на полу, рассыпанные рукописи-партитуры незаконченного «Реквиема» … И так далее…и так далее…

Перед внутренним взором слушателей проходила жизнь гения с рождения и до смерти.

Готфрид Бернхард ван Свитен
Готфрид Бернхард ван Свитен

Странной личностью был этот Готфрид ван Свитен. В его записях можно было увидеть многое: восхищение, зависть, ревность, затаённые обиды за пренебрежение «другом» Моцартом к его музыкальному творчеству, высокий коварный интеллект и глубокую чувствительность, надменность, холодный расчёт и много ещё чего. Но главное — многолетнюю попытку проникнуть в Тайну Божьего дара.

В глазах барона величайший из гениев был «человечек», похожий на «птицу», с его большим заострённым носом, с его вечным «порханием», «вечным» смехом, легкомысленной радостью и беззаботным, непреходящим детством.

Он впервые увидел Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте семи лет как «поток солнечного света, рвущийся из этого крохотного тельца», и с тех пор неотступно следил за его жизнью, сопровождая до гроба. Он записывал беседы с отцом Моцарта, с ним самим, с его окружением, и размышлял над ними.

Это Чудо-дитя — Вольфганг, — разряженный в кружева и яркие камзолы, неугомонный смешной «куклёнок», покорял своими необыкновенными музыкальными способностями всех, кто его слышал: до самых знатных вельмож, до королев и принцесс. В самых роскошных домах и дворцах Европы малыш чувствовал себя как в «своей тарелке». Для него не существовало иерархий и правил приличий. Им правила одна только радость сердца, открытого миру!

При этом, «несчастный мальчишка», суть которого – быть «вечным ребёнком», достиг «такой возвышенности печали» в своей Большой арии на знаменитый текст Метастазио, как никто до него!

Казалось, чудесам его дарования нет предела.

С одного прослушивания, без единой ошибки юный Моцарт записал всю партитуру недоступной никому кроме Папы, божественной Miserere!

Он услышал её на Страстной неделе в Сикстинской Капелле и тотчас погрузился всем сердцем в эту неземную Красоту, даже не взглянув на знаменитые фрески Микеланджело.

Этот гений не признавал над собой ничьей власти кроме Музыки.

В Риме ему вручили папский орден – «Кавалер Моцарт» — Рыцарь Моцарт!

И таких триумфов у него было много.

В 15 лет он надел все регалии: золотой крест, шпагу, прикрепил шпоры, набросил плащ, встал перед зеркалом и… «покатился со смеху», увидев себя во всей этой «гордости» – очень смешным!

Загадка МоцартаВ «посвящённом» мозгу ван Свитена (члена масонской ложи), видимо, не укладывалось, как такой маленький ветреный уродец мог быть так щедро благословлён Высшей Гармонией? Той, что могла быть доступна только достойнейшим! Той, — по «образу и подобию» которой, «вольные каменщики» были призваны, по их представлениям, перестроить Мир!

Из этих дневников барона становилось ясно:

Он считал, что судьба беспечного гения требовала особого устроения. И Готфрид ван Свитен взялся сам стать её режиссёром. Он играл с простодушным Моцартом, как кот с мышонком, решая свои, особенные задачи.

В его представлении, Полнота совершенства могла проявить себя лишь в скрещении небесного и земного, в познании Рая и Ада.

И барон повёл этого певца Света, этот «вечно юный родник, несущий человечеству радость» к мирам страданий. Ради одной лишь цели — услышать высочайшую музыку Небес!..

Он видел своей миссией – «причастить» этого легкомысленного «человечка» к трагическим глубинам бытия Божия, и делал всё возможное, чтобы бездны Печали коснулись гения Моцарта и выразили себя в непревзойдённой красоте божественных гармоний.

Благодаря высокому положению, связям, авторитету, богатству, дипломатии и принадлежности к масонской Ложе, Готфрид ван Свитен «поступенно» и хладнокровно лишал беднягу всего, что могло бы обеспечить музыканту с его семьей нормальное существование.

Загадка Моцарта«Друг» барон тщательно следил, чтобы все входы и выходы при попытках вырваться из объятий нагрянувшей бедности были перекрыты.

Он слушал, как музыка страдающего гения становилась всё возвышенней и прекрасней, обогащаясь гармониями горечи и смятений.

Но даже в гнетущей неопределённости, в нищете, в одиночестве, в унижении, этот божий избранник умудрялся смеяться! Эта «сладкоголосая птица» продолжала «порхать»!

Тогда-то и вышел на «сцену», — вошёл в опустевший дом Моцартов «чёрный человек» -инкогнито, с предложением написать «Реквием», за 100 дукатов.

О, как они были необходимы для выживания!

Это было началом конца, который пошагово организовал тот же ван Свитен.

Погружаясь в музыку «Реквиема», Моцарт входил в пространства Смерти…

Непреходящая тоска высасывала радость сердца. Он медленно умирал. Творил, приближая смерть своими руками, и понимал это. Чувствовал, что пишет «Реквием» по «самому себе».

Нищий, больной, всеми оставленный и забытый, божественный посланец ушёл из этого мира.

Барон получил, наконец, то, к чему стремился всю жизнь:

он испытал «сладчайшее блаженство», о котором мечтал — услышал прекраснейшее из музыкальных творений, подаренных когда-либо человечеству. И он говорил об этом гениальном явлении: «Наш «Реквием!»

Загадка МоцартаВ день смерти, уходя от покойного, барон забрал письма Моцарта своему отцу и прочёл их:

Моцарт смотрел на Смерть, как на Утешение, как на ключ к Блаженству, благодарил за это Господа и всегда думал о встрече с ней. Он сознавал могущество Творца и страшился Его гнева, но он знал Его любовь и милосердие к своим созданиям, и волю свою видел в единстве с Волей Всевышнего.

Тайна Божьего чуда прикоснулась к барону. Среди последних записей Свитена были слова прозрения:

«Так вот что таилось под этой весёлой дурашливой маской?! Значит, этот суетный хохочущий человечек в дурновкусных камзолах всё всегда понимал?..»

Он упал на колени и просил у Господа прощения за всё.

Он обвинил всё человечество, начиная с Сальери, в убийстве Моцарта, и презирал людей, не способных это признать.

В «Приписке для памяти» записал: «14 декабря 1793 года, в Вене, в Зале Яна, по поручению госпожи Констанци Моцарт и на мои средства был впервые исполнен «Реквием» моего великого, моего незабвенного друга Моцарта».

Загадка была разгадана.

Но этим всё не закончилось…

Э.Радзинский пробудил в нас — слушателях что-то очень глубокое.

Было над чем задуматься… И чем восхищаться!

Загадка Моцарта

Поделиться с друзьями
Subscription