В сфере русского декоративного искусства вышивка с древних времен занимала одно из центральных мест и была отображением древнеславянских и древнерусских верований и мировоззрения. Наиболее ранние археологические находки вышивки относятся примерно к IX-XIII вв. и представляют образцы золотого шитья. Другие виды шитья до настоящего времени не сохранились, а изучение древнерусской вышивки производится по образцам архаического типа XIX – начала ХХ вв., которые дают общее представление о старинной вышивке.
Вышивка на Руси традиционно была исключительно женским занятием. Девочки начинали заниматься вышивкой достаточно рано — с 5 лет, одновременно с получением навыков ткачества, прядения и шитья. Такое раннее обращение к ремеслу было оправданным: в 13-15 лет девушки отдавались замуж и должны были к этому сроку приготовить достаточно объемное приданое. В него входили рубахи, сарафаны, передники, полотенца и т.д. Все изготавливалось в нескольких экземплярах по назначению на ту или иную жизненную ситуацию (свадьба, похороны, праздники). Особенно разнообразны были полотенца, которые было принято дарить родне и гостям на свадьбе, использовать на крестинах детей. Вышивка была своего рода самореализацией для девушки, а затем и женщины: по качеству вышивки гости судили о трудолюбии и домовитости хозяйки дома.
Вышивка украшала на Руси практически всю одежду: рубахи, сарафаны и юбки, передники, головные уборы. Наиболее часто вышивку располагали по краям изделий. По сходному принципу украшался домашний текстиль: полотенца, скатерти, простыни.
На Руси вышивка была уделом отнюдь не только жительниц деревень и сел. Вплоть до конца XVII-начал XVIII века вышивка была обязательным атрибутом царских и боярских одежд, церковных облачений. Они расшивались золотом и цветным шелком по бархату или тонкому льну.
С XVIII века вышивка становится популярной в городской среде и становится одним из главных занятий для девушек и замужних женщин знатных фамилий.
Вышивка как оберег
Древнерусская вышивка – это не столько прикладное, декоративное искусство, сколько особый способ передачи и сохранения сакральных мистических представлений и знаний нашего народа. Вышивка была своего рода защитником или оберегом от злых сил и потустороннего мира, с которым живому человеку не стоило соприкасаться. Все узоры древнерусской вышивки имели свой сакральный смысл, часто были символическими изображениями богов и божественных сил.
С древних времен русичи особое значение придавали одежде. Она считалась защитой тела от злых духов. Украшение вышивкой ворота, манжетов, подолов юбок и сарафанов было связано с верованием наших предков о том, что через них могут проникнуть злые силы, а вышитые обереги не позволяют этого. Неизменно важнейшей деталью одежды был ворот рубахи, которые украшался особенно тщательно и искусно: считалось, что через ворот душа покидала человека при его смерти.
Характер вышивки, ее орнаменты и принципы исполнения достаточно сильно различаются в разных регионах России. По цветовому решению, узорам и фактуре специалисты без труда распознают время и место создания вышивки. В следующих статьях мы остановимся на основных особенностях русской вышивки различных регионов.
Источники: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.
Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа// Советская археология, 1966, вып. 1.
Валькевич С.И. Искусство русской вышивки как часть художественной культуры// Современные проблемы науки и образования, 2014, № 3.