На карте древнерусской вышивки территории Архангельска, Вологды, Санкт-Петербурга и Карелии объединены в единое пространство, получившее название Русского севера. К ним также относятся Псков и Новгород, имеющие с названными территориями много общего в плане традиций прикладного творчества.
Как и на юге, основой вышивального искусства были счетные швы, которые выполнялись по прореженной ткани: счетные швы, роспись, набор. Вышивка по счету ткани давала северной вышивке особую симметрию и главенство геометрических узоров.
Заметим, что основными мотивами вышивки были квадрат и ромб, что близко соотносит южную и северные русские вышивальные традиции. Однако на севере в большей мере получили распространение другие изображения: цветы, деревья, птицы, животные, фигуры людей. Многие из этих образов, имея в своей основе реальную флору и фауну севера Руси, представляли персонажей в сказочной форме. Например, частыми героями северных вышивок являлись птицы-павы (более известной как жар-птица) с гордо поднятой головой, раскинутыми крыльями и шикарными многоцветными хвостами, которые заполняли собой практически всю ткань вышивки. Невольно вспоминаются строки А.С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане»:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
Основными видами вышивальных техник на севере Руси выступали роспись и белая строчка. Первый вид являлся двусторонним и представлял собой миниатюрные стежки красной нитью по белому фону. Таким образом намечались границы узоров и орнаментов, которые затем заполнялись декоративной стежкой в различных направлениях. Именно сочетание белой ткани и красной вышивки является одним из основных для северорусской вышивки. Однако, нередки случаи вплетения в основные узоры других цветов, обычно достаточно приглушенных пастельных оттенков.
Белая строчка выполнялась по прореженной основе ткани, которая представляла квадраты или прямоугольники. Узор белой нитью достаточно явственно выделялся на фоне полупрозрачной ткани, что придавало всей вышивке особую легкость, воздушность и выразительность.
В достаточно выраженном единообразии северной вышивки ярко выделяется самобытность каргопольских вышивальных традиций. На рубахах традиционно делалось вышитое оплечье (или намышник). Оно представляло из себя прямоугольник, плотно заполненный вышитым узором с переплетениями различных геометрических фигур. При этом мастерицам всегда удавалось отделить основной узор от фона благодаря цветовому наполнению вышивки: фон был брусничный, а основной узор пестрел оттенками синего, зеленого и золотого.
Тяготение к ювелирному шитью видно в украшении каргопольских кокошников. Они имели так называемый однорогий вид и представляли достаточно жесткую шапочку с очельем и наушниками. Кокошники в Каргополье расшивались очень богато с использованием бисера и жемчуга. Традиционно лобовую часть головного убора украшала стилизованная женская фигура, а его остальные части заполнялись растительными узорами. Пауши, вероятно своего рода северный вариант русских височных украшений, содержали изображения трезубца или розетки с шестью лучами. В более позднее время на них традиционно вышивались инициалы владелицы убора.
Источники:
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.
Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей