Русский художник и историк искусства Александр Бенуа (1870-1960) был знаменит в своё время, знаменит он и сейчас. Помимо собственно научной и творческой деятельности, осуществляемой им в рамках объединения «Мир искусства», он был экспертом, мнение которого признавалось при императорском дворе и большевиками. Но, пожалуй, главная его заслуга состоит в том, что Бенуа создал образ русского искусства в Европе, которое до сих пор остаётся визитной карточкой нашей страны.
Творческий путь Александра Бенуа начался в 1893-1894 годах, и художник сразу приобрёл известность как человек, сказавший новое слово в искусстве. Вскоре, как дань французскому происхождению и мировосприятию автора, возникает цикл картин «Версальские серии» и акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». Некоторые из этих произведений приобретает П.М. Третьяков, чем подтверждает высочайшее их качество. У направления появляются могущественные покровители и меценаты: княгиня Мария Тенишева и купец Савва Мамонтов.
В 1894 году, ставший уже признанным практиком и теоретиком искусства, А. Бенуа создаёт раздел о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века» (Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert) Рихарда Муттера. Это случилось почти невзначай: будучи одним из подписчиков издания, Бенуа выразил негодование по поводу отсутствия в сборнике главы о России. Тогда Муттер предложил молодому студенту Петербургского юрфака её написать. С тех пор Бенуа стал критиком.
«Представление России в энциклопедии искусства было одним из важных элементов космополитизма Бенуа, — рассказала нам Елизавета Горелышева, куратор выставки «Александр Бенуа и его «Мир искусства» в Третьяковской галерее. — Он стремился не только насадить красоту, эстетику искусства русскому обществу, но и сделать русское искусство общеевропейским и общемировым. Неслучайно первой выставкой объединения была выставка русско-финляндских художников. Это было первым шагом представления русских и финнов на равных условиях. Закончилось же это «Русскими сезонами», изменившими мнение о русском искусстве не только Европы, но и всего мира. Все были в восторге, например, от русского лубка — его ярких красок и гармонии, использованного Натальей Гончаровой».
В 1898 году теория объединения «Мир искусства» уже сформулирована; основан одноимённый журнал и вокруг него объединяются единомышленники А. Бенуа: К. Сомов, Д. Философов, В. Нувель, Н. Рерих и другие, со многими из которых художник учился в частной гимназии К.И. Мая в Петербурге, известного практической направленностью и европейским (без фокуса на русское) восприятием жизни. «Мирискусники» продолжили традиции своего учебного заведения и ещё дальше ушли от традиций Российской Академии Художеств и собственно русской традиции, развиваемой художниками-передвижниками.
Начались острые художественные споры, насторожившие даже М. Тенишеву. Как она напишет в своих воспоминаниях: «Я считала непростительным пользоваться нашим журналом для травли людей, давно заслуживших себе имя, оценённых обществом, много сделавших для русского искусства, как, например, Верещагин, которому надо быть благодарным хотя бы за то, что он ввёл в России батальный жанр».
Идеалом «Мира искусства» была живопись эпох Петра I и Павла I, барокко и ампир соответственно, в котором нашёлся и местный эталон. Благодаря Александру Бенуа был заново открыт Фёдор Рокотов.
Объединение расширило границы понимания искусства, трансформировало его подходы. Особое развитие у «мирискусников» получили графика и театральные декорации. А главным для них в искусстве была провозглашена эстетика — красота, которая не должна омрачаться остротой социальных тем. За моральные искания передвижники были объявлены «псевдо-реалистами», лишёнными эстетической искренности.
Что же было для Александра Бенуа и его «Мира искусства» основой творчества? Самовыражение творца, проявление его индивидуальности, выраженное в художественных образах; в выборе же форм этого самовыражения творец свободен. Особым направлением восприятия окружающего мира для А. Бенуа было воспевание архитектуры. Он, сын архитектора, понимал эти формы как никто другой. Поэзию архитектурных памятников мы видим и в серии «Версаль», и в серии видом «Петербурга».
Александр Бенуа самовыражался не только в теории и живописи, но и в графике, книжной иллюстрации и оформлении театральных постановок. «Мир искусства» как художественное направление тесно связан с Сергеем Дягилевым и его знаменитыми «Русскими сезонами» в Париже 1927 года, художественным руководителем которого и был наш юбиляр.
Бенуа ставил целью привлечь внимание общества к искусству (как он его понимал), и сумел этого добиться, в том числе с помощью своего коллектива единомышленников, в который вошли Л.С Бакст, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, А.Л. Остроумова-Кругликова и другие творцы с изысканным отточенным стилем. Почитать «мирискусников» стали и в России — как отдельное направление в искусстве рубежа XIX-XX веков, и в Европе — как часть общеевропейского искусства с русскими культурными элементами.
Бенуа преуспел в поставленных целях и задачах. Он изменил взгляд не только русский, но и общемировой на русское искусство. В теории искусства его взгляд оставил не менее мощный след, и современные российские искусствоведы сверяются с его авторитетным мнением как в анализе истории искусства, так и в обзоре текущих тенденций.
150 лет прошло, проверка временем пройдена, и имя А. Бенуа прочно вписано в анналы истории мировой живописи.