В Третьяковскую галерею, сердце русской живописи, привезут жемчужины западной культуры. «Более 40 произведений, которые представляют лучшее из шедевров коллекции Ватикана… Это –знак дружбы между Католической и Православной Церковью. Ведь дружба состоит из таких событий, как это» – так описывает предстоящую выставку Директор Ватиканских Музеев Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci), которая стартует в Москве 24 ноября 2016 года.
По мысли куратора выставки Аркадия Ипполитова, «главная идея музеев Ватикана – это идея Рима». Roma Aeterna (по-русски Вечный Рим) – «не просто город, не просто столица, а вся европейская история и квинтэссенция европейского духа».
Считается, что впервые эпитет «Вечный» дал Риму поэт Альбий Тибулл (ок. 50-19 гг до н.э.). Образ вечности родился в условиях расцвета города и страны, роста торговых связей, большого культурного подъема – в период окончания Гражданских войн и зарождения Империи. Если писатели древности, говоря о вечности города, имели в виду его политическое влияние, то позднее пришло осознание Рима как большого культурного комплекса, включающего Античность, Христианство и Возрождение.
Экспозиция призвана через шедевры пинакотеки Ватикана показать развитие европейской мысли и искусства от Средневековья до эпохи Просвещения, напомнить о духовной связи Москвы и Рима.
Пинакотека (греч. Πινακοθήκη – хранилище картин) – это помещение, в котором древние греки хранили живописные изображения, принесенные в дар богам. У римлян так называлась комната, где хозяин дома хранил самые ценные художественные произведения. А начиная с Ренессанса – это картинная галерея, открытая для публичного посещения.
Как рассказала глава Третьяковки Зельфира Трегулова, «Впервые об этом проекте стали говорить 3 года назад на встрече Владимира Путина и Папы Римского Франциска, где обсуждался вопрос о возможности организации двух обменных выставок – из собраний российских музеев в Ватикане и выставки из собрания Ватикана в России».
Благотворительный фонд А.Б. Усманова – «Искусство, наука и спорт», как говорит Зельфира Трегулова, «фактически спас» проект весной этого года, когда у уже готовой выставки возникли сложности с финансированием. За что ему большое спасибо и от организаторов и от будущих посетителей.
Главный зал выставки спланирован по модели площади Святого Петра. Экспозиция начинается с иконы 12 века «Христос Вседержитель», которая близка русским образцам и напоминает об общем истоке Православия и Католицизма.
Полотно «Святой Франциск», написанное Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo) в 1250 году, предполагается, что оно несет портретное изображение Франциска Ассизского.
«Чудеса святого Винченцо Феррери», Эрколе де Роберти (Ercole de Roberti), 1473 – считается одно из самых эзотерических картин Ренессанса.
Два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли (Carlo Crivelli) и Джованни Беллини (Giovanni Bellini) являются очень важными в творчестве этих веницианских художников Ренессанса.
Не менее знамениты и значимы имена остальных авторов – Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссен.
Заканчивается экспозиция картиной «Астрономические наблюдения» Донато Крети (Donato Creti) – это 8 картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Она была написана, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории. И через несколько лет она была построена в Болонье.
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» будет открыта с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017. Онлайн продажа билетов уже началась.
Помимо демонстрации чудесных картин кураторы запланировали ретроспективу итальянских фильмов, лекционную и музыкальную программы.
Ответная выставка проекта, состоящая из произведений русской живописи на Евангельские сюжеты, пройдет в Ватикане осенью 2017 года.