В Москве, в Третьяковской галерее на Крымском валу, проходит выставка Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Она открылась 29 июля 2016 года, ровно за 1 год до 200-летия со дня рождения художника, и продлится до 20 ноября 2016. Через месяц, 24 декабря 2016 года, она откроется в Русском музее Санкт-Петербурга.
Мы знаем моря Айвазовского – именно он утвердил маринистический жанр в русском искусстве. Море было его вдохновением и специализацией, оно стало средством самовыражения художника на протяжении всей жизни. При этом, Айвазовский не писал моря «с натуры». «Бурю, виденную мной у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность Крыма или Кавказа,» — говорил он.
«Я только морем и жил»
И.К. Айвазовский
На выставке представлены лучшие моря. Г.Н. Голдовский, директор «Русского музея» и крупный специалист по изучению творчества Айвазовского, говорит, что признанные лучшие работы художника — «Девятый вал», «Волна» и ночные пейзажи (Одессы, Неаполя, Венеции).
«Айвазовский – это прежде всего достоверность. Это не буквализм, не фиксация, а именно достоверность. Море изменчиво. В нём не одна достоверность, а множество. Каждое произведение Айвазовского – море, которое в какой-то момент своего движения может быть таким. От абсолютного штиля до бесконечных волн и штормов. Это также достоверность эмоций, которая может спровоцировать рассказ. Скажем, на тему «Девятого вала» можно написать поэму, сказку», — рассказывает Г.Н. Голдовский.
Но эта экспозиция покажет не только море. Мы полагаем, что тот, кто побывает на этой выставке, получит яркое, всеобъемлющее впечатление о творчестве Айвазовского и обогатит своё представление о жизни эпохи в целом.
Биография Айвазовского
Он был «великий русский художник и сын армянского народа», — так представил героя торжества Арман Цатурян, директор Национальной галереи Армении. Айвазовский – выходец из небогатой армянской семьи, который сделал головокружительную карьеру и получил потомственное дворянство, стал академиком Академии художеств в Санкт-Петербурге, почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств.
Искусствоведы говорят в один голос: «Айвазовский – феномен» и подчёркивают, что он имел способность много, с лёгкостью и успешно творить. «Он не показывал своего труда, это в обществе очень неприятно, — говорит д.и.н. Л.А. Маркина (Третьяковская галерея), — но такой была его натура». «Когда в 1840 году Айвазовский приехал в Италию, его никто не знал. Но в 1844 году он уехал оттуда художником мировой величины – его знали и Париж, и Рим, и папа римский купил его картину… Ему рукоплескали, всё это казалось фантастикой». В 1844 году Айвазовский был назначен художником Главного морского штаба.
В 1846 году, уже знаменитый и богатый, он снова уезжает в Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосию», — писал художник П.М. Третьякову. Никакие столицы и заграницы не могли соблазнить его, он любил место своего рождения и спешил вернуться к своему морю.
На выставке есть интересные портреты, выполненные Айвазовским. Прежде всего, на них запечатлены члены его семьи: родители, жена, брат. Последний был архиепископом, предводителем Грузино-Имеретинской епархии, и крупным научным деятелем.
За несколько дней до смерти А.С. Пушкина, Айвазовский имел счастье познакомиться с поэтом, пленился им – и написал 10 его портретов.
«Конечно, Айвазовский – художник феноменальный. Вы посмотрите на его городские пейзажи – это невероятная радость и ощущение восторга. И коммерчески он успешен не только потому, что красиво пишет, но и потому, что вызывает чувства. Во всём мире люди разных слоёв, знаний, социальных позиций, искушенности отдают ему должное. Он нашёл свою тему, возлюбил своё искусство в этой теме и никогда от этого не ушёл», — делится Г.Н. Голдовский.
Во время Крымской войны Айвазовский с семьёй переехал в Харьков – и появились степные малороссийские пейзажи без моря (Чумаки в Малороссии). Немало бывал художник в столицах – на выставке представлены пейзажи Москвы и Санкт-Петербурга.
Долгая жизнь Айвазовского была насыщена поездками за границу. Существенными событиями культурного обмена между странами в XIX веке были международные выставки, и художник не обошёл их вниманием. В ноябре 1869 года он присутствовал на открытии Суэцкого канала в Египте и рисовал пирамиды. В 1891 году на Международной выставке в Париже он представил «Четыре богатства России» — имел большой успех и получил орден Почётного легиона. В 1892-1893 гг вместе в женой Айвазовский поехал во Всемирную Колумбову выставку в Чикаго – на обратном пути по Атлантике, на корабле, писал «Ниагарский водопад».
Состав и устройство экспозиции Айвазовского
Третьяковская галерея устроила необычайного размаха праздник для поклонников моря и живописи Айвазовского – в экспозиции представлено 200 предметов из 17 музеев и 6 частных коллекций. В том числе, конечно, Русский музей Санкт-Петербурга привёз «Девятый вал», Третьяковская галерея выставила «Радугу» и «Чёрное море». Последнюю, как нам рассказала д.и.н. Л.А. Маркина, приобрёл П.М. Третьяков и считал «звездой на нашем небосклоне». Из 57 работ Национальной галереи Армении 12 представлено на выставке. Из собрания Русского музея, где хранятся ключевые 54 работы Айвазовского, 33 показывают в Москве.
Выставка устроена очень удобно для осмотра, прекрасно тематически распределены работы, всюду исчерпывающие информационные табло.
Открывает экспозицию портрет молодого И.К. Айвазовского кисти Тыранова А.В. (Третьяковская галерея). Об истории этого портрета поведала Л.А. Маркина. П.М. Третьяков купил автопортрет Айвазовского, однако, позднее он заметил, что под портретом зрелого, увешанного знаками отличия художника, есть портрет молодого, начинающего юноши. Тогда он смыл свежее изображение и попросил художника Тыранова восстановить прежнее, закрашенное.
Далее, на первом ярусе, следует широкая панорама творчества художника. В том числе, картина «У берегов Кавказа» показана впервые после реставрации.
А на втором ярусе – его жизнь. Многое говорят об ушедшей эпохе письма, грамоты, морские принадлежности. Макеты кораблей, предоставленные Центральным военно-морским музеем Санкт-Петербурга, были собраны самим художником…
Выставка сопровождается широкой образовательно-просветительской программой (лекции и экскурсии для детей и взрослых).
Источники: Tretyakov Gallery.