Сегодня на волне популярности астрологии нередко можно услышать, что во всём виноват ретроградный Меркурий. Однако это увлечение довольно давнее. В 16-18 веках ни один королевский двор не обходился без собственного эксперта, который интерпретировал прекрасно иллюстрированные звёздные карты.
С древних времён люди создавали карты звёздного неба, и самая первая печатная карта звёздного небосвода была издана около 1090 года китайским астрономом Су Суном. Потребовалось ещё 500 лет, чтобы в 1515 году в Европе появились первые печатные образцы, созданные знаменитым немецким художником и непревзойдённым гравёром Альбрехтом Дюрером. До этого момента все астрологические карты на континенте рисовались от руки, что означало, что они отнимали больше времени и их было трудно воспроизводить и распространять. Заметим, что тогда чёткого разделения между астрологией и астрономией не было.
Дюрер создал две квадратные карты размером 43 см, на каждой из которых было изображено одно из двух астрологических полушарий (согласно древней арабской традиции). На картах северного и южного полушарий изображены 48 созвездий, включая 12 знаков Зодиака, которые изображены в виде животных и фигур. Среди других изображений – голова медузы Горгоны, которую держит полубог Персей, а также созвездия Ориона и Большой Медведицы. Дюрер изображал людей в классических, а не современных одеяниях, тем самым делая отсылку к древним классическим традициям.
Помимо знаков зодиака в каждом углу карты северного полушария Дюрер также поместил портреты четырёх астрономов-первопроходцев: Арата Киликса, эллинистического поэта, написавшего астрологическую поэму «Феномены»; Марка Манилия, римского астролога, написавшего астрологический текст «Астрономика»; Аль-Суфи, персидского учёного-астронома, который провёл первые наблюдения за галактикой Андромеды; и Птолемей, чей астрономический трактат «Альмагест» лёг в основу 48 созвездий, которые Дюрер нанёс на свои звёздные карты.

Карта северного полушария гораздо более густонаселена, чем карта южного, поскольку европейские астрономы нанесли на карту гораздо большую часть северного неба.
Дюрер работал над своими картами вместе с Конрадом Хайнфогелем, местным математиком из Нюрнберга. Хайнфогель рассчитал положение звезд на 1500 год и в 1503 году составил свою собственную карту, нарисованную от руки на пергаменте, из которой Дюрер черпал вдохновение. Художник также сотрудничал с австрийским императорским астрономом, математиком и картографом Иоганном Стабиусом, который заказал Дюреру его астрологические гравюры на дереве. В левом нижнем углу одной из своих звездных карт Дюрер изобразил гербы Хайнфогеля и Стабиуса. Также здесь упоминается Максимилиан I, император Священной Римской империи, как покровитель Стабия и Дюрера.
Благодаря деревянным гравюрам Дюрера эти карты можно было сравнительно легко копировать и распространять по всей Европе, и они были включены в основные астрономические тексты. В 1537 году группа голландских картографов использовала карты Дюрера для создания трёхмерного небесного глобуса.

Вместе с тем его звёздная карта имела одни изъян. Дюрер создавал свои карты так, как они соотносятся с земной сферой при взгляде из космоса, а не с поверхности Земли – как выглядит ночное небо. Поэтому созвездия были перевёрнуты, что делало их не совсем удобными в использовании. Лишь спустя 17 лет трансильванский картограф Йоханнес Хонтер внёс исправления и создал свою версию звёздной карты. Тем не менее, карты Дюрера, как носители обмена научными и мифологическими знаниями, не говоря уже об исключительной красоте, продолжали безраздельно властвовать ещё долгие годы.
В 2011 году один из наборов гравюр небесного неба Дюрера был продан на аукционе Sotheby’s за 580 тысяч долларов.

Помимо прямого свидетельства интереса Дюрера астрономией/астрологией в виде карты звёздного неба, в его работах часто использовались астрологические символы, особенно связанные с планетами, зодиаком и влиянием небесных тел на человека, включая его известные гравюры с аллегориями добродетелей и пороков, которые часто переплетались с астрологическими представлениями эпохи о влиянии планет-управителей на судьбы людей.
Так в знаменитой гравюре «Меланхолия» (1514), которую художник создал для эрцгерцога Максимилиана I, который опасался отрицательного влияния планеты Сатурн на свою судьбу, на голову женщины Дюрер поместил венок из лютиков – средство нейтрализации влияния Сатурна.




