XIX век был веком, когда Россия заняла доминирующее положение в Европе; её авторитет был чрезвычайно высок. Основу этого заложили победоносные походы русской армии XVIII века и изгнание «непобедимого» Наполеона Бонапарта из нашей страны.
«Можно сказать, — писал в воспоминаниях будущий декабрист-князь Сергей Волконский, принимавшей участие в сражении в чине генерал-майора и за мужество получивший орден Святой Анны 1-го класса, — что эти почти современные сражения дали союзной армии (Шестой антинаполеоновской коалиции — прим. ред.) тот перевес, который впоследствии ознаменовался под Лейпцигом» .
Апогеем русской военной славы стала битва за Саксонию — битва под Лейпцигом 16—19 октября 1813 года, когда владычеству над континентом французов пришёл конец. Ей посвящена выставка «Освобождение Европы», открывшаяся в Музее современной истории России (ГЦМСИР).
В заграничные походы 1813-1814 годов свою армию повёл фельдмаршал Михаил Кутузов, не доживший до главного сражения. «Потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его», — говорил он, хотя понимал, что русским воинам ценой собственных жизней надлежит освобождать другие европейские страны, а победой воспользуется новый враг — Англия, которая обернёт оружие против недавнего союзника. Так и случится в Крымскую войну.
Лейпцигское сражение — «Битва народов» (ещё её называют «Битва наций»), вошло в военную историю России как триумф, такой же, каким для истории дипломатии стал Венский конгресс 1814-1815 годов.
Устроители выставки «Освобождение Европы» в Музее современной истории, однако, не доводят экспозицию до момента, когда благодаря одержанной на поле боя победе русская дипломатия определит посленаполеоновское будущее европейских стран. Они решили отдать дань уважения тем, благодаря кому стала возможной победа: солдатам, офицерам и императорам, которые так или иначе принимали участие в битве под Лейпцигом.
Не только русским посвящена экспозиция, но и представителям союзников, и даже знаменитым врагам. Их лица смотрят на нас с картин и скульптур той эпохи, как будто историю «Битвы народов» рассказывают сами участники сражений.
Всего более 400 экспонатов рассказывают о том, как освобождалась Европа от наполеоновских войск. Галерею портретов дополняют уникальные графические и живописные полотна, на которых можно проследить историю сражений, образцы оружия (в том числе уникальное русское артиллерийское орудие «Единорог»), обмундирования, полковые знамёна, личные вещи. Можно даже услышать звуковое сопровождение армии, аутентичное далёким временам.
Международной военно-исторической ассоциацией было не только организовано экспонирование предметов из 18 музеев, но и восстановлено то, что отсутствовало, но для полноты рассказа необходимо было показать.
Участник битвы М. Фонвизин (ещё один декабрист) писал: «Были минуты, в которые Наполеон, пользуясь выгодами своего центрального положения, мог надеяться одержать победу, но в самом пылу сражения саксонцы и вестфальцы изменили ему и обратили оружие против Франции. Октября 6-го эта битва окончилась решительным поражением Наполеона. Разбитая его армия в беспорядке отступила от Лейпцига, лишившись большей части своей артиллерии и множества пленных». Потери были таковы, что французам стало нечем защищать родную страну.
В сражениях за Саксонию отличились донской атаман Матвей Платов, А.П. Ермолов, М.Ф. Орлов, С.П. Трубецкой и тысячи людей, многим из которых не довелось покинуть театр боевых действий живыми. С обеих сторон в битвах участвовало более полумиллиона человек, и основной антинаполеоновской силой были русские воины.
Главнокомандующим союзных войск стал Карл I Филипп цу Шварценберг. Богемская армия под командованием Барклая-деТолли, подошедшая к Лейпцигу с юга, приняла на себя первый удар. К северу от Лейпцига против Наполеона сражалась Силезская армия, в которую входили русские корпуса Сакена и Ланжерона. 18 октября к Лейпцигу подошла Северная армия и армия Беннигсена. 19 октября к часу дня город был взят.
Обо всех предметах гордости и перипетиях сражений, не умалчивая о трудных моментах и потерях, повествует выставка «Освобождение Европы». Она обосновалась в Музее современной истории потому, что проблематика начала XIX века сохранила своё значение в XX веке, и особенно актуально звучит сейчас.