Знаменитый Аполлон Бельведерский — мраморная статуя греческого бога стрельбы из лука, музыки и танцев — вновь выставлен в Ватикане на всеобщее обозрение после 5-летней реставрации.
Двухметровая статуя Аполлона была обнаружена в руинах древнеримского дома в 1489 году. В Ватикане она находится с начала 1500-х годов, когда папа Юлий II решил перевезти скульптуру в этот город-государство.
Помимо устранения трещин, обнаруженных в колене и ногах, специалисты также очистили поверхность скульптуры с помощью лазерной технологии. Также они установили специальный шест из углеродного волокна, чтобы укрепить произведение искусства.
Сабрина Заппиа, президент ассоциации итальянских и международных меценатов музеев Ватикана, назвала Апполона «одним из самых знаменитых и узнаваемых шедевров в мире».
«Из всех произведений античности, которые избежали разрушения, статуя Аполлона представляет собой высший идеал искусства», — однажды сказал Иоганн Винкельман, знаменитый историк искусства и археолог XVIII века.
Изваяние, датируемое II в н.э., изображает Аполлона в накинутом плаще сразу после того, как он выпустил свою стрелу (первоначально в его левой руке был лук). Эксперты полагают, что эта работа является римской копией утраченной греческой бронзовой статуи, созданной скульптором Леохаром около 330 года до н.э. Скульптурная фигура известна своей естественной осанкой, завитыми волосами и тонко проработанной мускулатурой.
Реставрация Аполлона Бельведерского началась ещё в 2019 году после того, как сотрудники заметили трещины на ногах статуи.
Ги Девре, куратор мастерской по реставрации камня и мрамора музеев Ватикана, говорит, что статуя находилась в «невероятно плачевном» состоянии.
Пандемия Covid-19 и последующие карантины задержали начало работ примерно на два года. Когда же они начались, то было сложно «ничего не трогать на скульптуре», говорит он и добавляет: «Мы придумали инновационную систему, которая представляет собой настраиваемую конструкцию с использованием углеродного волокна… и которая при правильной эксплуатации может дать выдающиеся результаты».
Углеволоконная балка-костыль установлена сзади и поддерживает фигуру, беря часть её веса на себя.
Это не первая подпорка, потребовавшаяся Аполлону Бельведерскому. В 1532 году художник Джованни Анджело Монторсоли, один из учеников Микеланджело, восстановил сломанные руки статуи и нарастил ствол дерева, на который смогла опереться новая рука.
Музейные сотрудники надеются, что новые реставрационные работы позволят сохранить знаменитую скульптуру в вертикальном положении на долгие годы вперёд.
«Такой подход к реставрации… это воплощение того, каким мы хотим видеть музеи Ватикана, — говорит его директор Барбара Джатта. — Сочетание традиций, культуры и науки, устремлённое в будущее».