Одежда стиля ар деко из коллекции «Института костюма Киото» и ювелирные украшения дома Картье и Ван Клиф и Арпельс (Cartier и Van Cleef & Arpels) года будут доступны для осмотра посетителям Музеев Московского Кремля с 30 сентября 2016 по 11 января 2017. Выставка проходит в зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца. Полное её название — «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels»
Ар-деко, (сокращённая форма от фр. «декоративное искусство»), вошло в обиход после «Международной экспозиции современного искусства и промышленности» 1925 года во Франции, в Доме Инвалидов. Этот стиль зародился около 1910 гг, и наследовал «новому» стилю «Прекрасной эпохи» или ар нуво, к выставке же он завоевал мир искусства (прежде всего, ювелирное дело, моду и архитектуру). Он прочно слился с эстетикой межвоенного периода в Европе и царил до 40-х гг XX века.
Объединение великолепия музейного комплекса с ослепительной коллекцией породило чудесную экспозицию, доступность которой для россиян и гостей страны была обеспечена Генеральным спонсором проекта «Росбанком».
Что предлагается посетителю? Во-первых, благодаря выставке Музеев Московского Кремля, он вплотную прикоснётся к эстетике первой трети XXвека, воочию увидит стиль ушедшей эпохи.
Во-вторых, помимо наружного блеска, появится возможность узнать много нового, ведь коллекция собиралась крупными японскими исследователями костюма, прежде всего, с научными целями. Историки, знатоки искусства, моды, коллекционеры откроют здесь целый мир.
И, в-третьих, выставка покажет новый ракурс взаимосвязей между русской, японской и европейской культурами. Шедевры крупнейших модных домов Западной Европы и Америки в своей основе во многом пропитаны и японской, и русской традициями.
Чтобы подробнее узнать о целях выставки Ар деко, спросим устроителей.
Прежде всего, мы обращаемся за комментариями к Елене Юрьевне Гагариной, Генеральному директору Музеев Московского Кремля, которая вложила в устроение выставки родственные ей эстетическую, научную, и патриотическую компоненты искусства.
Елена Юрьевна Гагарина руководит Музеями Московского Кремля с 2001 года, она назначена на этот пост указом Президента РФ. Выпускница Исторического факультета МГУ, кандидат искусствоведения. Дочь Юрия Гагарина, всемирно известного первооткрывателя космоса и патриота Отечества.
ЭВ: Елена Юрьевна, нам хотелось бы узнать Ваше личное отношение к стилю ар деко, насколько он близок Вам?
Гагарина Е.Ю.: Ар деко – это, наверное, самый интересный стиль XX века. Это стиль, который имеет очень много от русской культуры, потому что многое в нём было создано благодаря Русским балетам, которые устраивал С. Дягилев, а также потому, что в создании многих моделей принимали непосредственное участие русские вышивальщицы. И здесь можно видеть модели, сделанные ими – например, модель, которая принадлежала Великой княгине Марии Павловне.
Этот стиль по своей сути революционный. И это стиль, элементами которого все пользуются и по сей день.
Но мы сегодня представляем в реальной жизни то, что до этого знали по художественным фильмам. Над моделями из кинолент хотя и работали прекрасные модельеры, но эти вещи не были подлинными. На нашей же выставке они подлинные. Кроме того, если костюмы для фильмов таким образом всё же были представлены, то драгоценности и приятные мелочи, которыми пользовались те дамы, которые могли себе это позволить, наверное, мало доступны сейчас нашему пониманию. Соединение этих двух вещей говорит нам о том, как в этот период между двумя войнами всё было роскошно прекрасно, а также функционально.
ЭВ: Насколько этот стиль, по Вашему мнению, близок современной женщине, которая ориентируется на высокий стиль?
Гагарина Е.Ю.: Я считаю, что любой из этих элементов абсолютно функционален сейчас.
ЭВ: Он подходит для независимых леди сегодняшнего дня с точки зрения духа эпохи?
Гагарина Е.Ю.: Конечно.
Мы также обратились к японской стороне, предоставившей свою ценнейшую коллекцию для выставки, куратору Макото Ишизеки.
Институт Костюма города Киото (The Kyoto Costume Institute) был образован в 1978 году в связке с Институтом костюма музея Метрополитен (Нью-Йорк). Коллекция состоит из 12’000 предметов и 16’000 документов, покрывающих период с XVIII века по настоящее время. Институтом издаётся серия публикаций Dresstudy, а также проводятся выставки по всему миру.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, как Вам удалось привезти сюда такую драгоценную коллекцию, которую, вероятно, никто в Вашей стране не хотел отпускать?
Макото Ишизеки: Да, действительно, это было непросто. Для нас очень ценной была поддержка в этом вопросе Музеев Московского Кремля.
ЭВ: Какова цель этой выставки для Института и для Японии в целом?
Макото Ишизеки: Основная цель показа нашей коллекции – это демонстрация её в России. Мы считаем, что мы получили счастливую возможность для этого. Наша коллекция вызывала восхищение в Национальном музее и международных музеях. И мы захотели показать наши ценности также русским людям.
ЭВ: Эта коллекция подобрана с особенным смыслом и имеет в себе много элементов японской культуры. Как Вы полагаете, самобытная красота Вашей коллекции – следствие японcкого вкуса?
Макото Ишизеки: Период ар деко в культуре совпал с усилением японского культурного влияния. И множество модельеров использовало в своих творениях мотивы японской культуры, в том числе вдохновляясь кимоно. И они таким образом соединяли свои европейские культуры с японской. Миссия нашего Института – это как раз изучение этого влияния и организация выставок таких вещей. Мы осуществляем обмен между Японией и Европой, и ставим целью показывать людям то, как происходило взаимопроникновение культур. Так что, отвечая на Ваш вопрос, Вы действительно видите здесь японские мотивы.
***
Несмотря на то, что Вы видите в нашей статье фотографии экспозиции, поверьте, трудно их запечатлеть на картинке, она даёт очень ограниченное представление о тонкой ювелирной работе и мастерстве шитья. Каждый маленький предмет содержит бесценные детали – тут и мельчайшая бриллиантовая подвесочка на шёлковых туфлях, не видная на фото, и несессеры с миниатюрами высочайшего класса, и косметичка с часиками и роскошной бриллиантовой застежкой, и невесомые нежные платья с ручной вышивкой… Лишь отчасти на эскизах мастеров, развешанных по стенам, приоткрывается творческий замысел. И за каждым экспонатом стоит история конкретных людей, чья-то судьба. При возможности, посмотрите на ар деко за время действия выставки.
Источники:
Museums of Moscow Kremlin, Kyoto Costume Institute .