13 июля 2016 года АСМ-холдинг провёл 9-й Московский международный форум «Автокомпоненты 2016». Участники форума – специалисты рынка и аналитики – обсудили перспективы производства автокомпонентов и его локализации в России с целью выработки предложений для обновлённой стратегии развития автопрома до 2025 года.
Автокомпоненты – то есть детали и запасные части автомобилей – зависят от производства новых автомобилей в стране и от парка автомобилей во владении в целом. При производстве автомобилей выделяют понятие локализация (от англ. local — местный), поскольку при их сборке могут быть использованы как российские, так и импортируемые детали. Чем больше деталей российского производства – тем выше степень локализации. Правительство РФ предоставляло льготы автопроизводителям в рамках «Соглашений о промсборке», объём которых регулировался степенью локализации (до 2018 года целевой показатель должен был составить около 60%).
Александр Сергеевич Ковригин (АСМ-холдинг) провёл анализ ошибок предыдущей стратегии и пришёл к основному выводу: «надо постепенно закрывать рынок автокомпонентов… года через два». При анализе было использовано сравнение положения рынка с советским временем и другими странами.
Отсутствие жёстких контролирующих требований к локализации привело к тому, что за 7 лет достигнут порог 30% локализации, этого не достаточно для развития автопрома и стоило потери кадров, отставания страны в технологиях и разрушению российского производства автокомпонентов.
«При создании «промсборки» из страны ежегодно уходит $100 млрд, в то время как Германия получает $100 млрд», — заключил А.С. Ковригин. По мнению эксперта рынка, «хотя бы половину компонентов нужно производить здесь».
Что касается будущих соглашений о промсборке, то это могут быть либо 100% российские предприятия, либо совместные предприятия с 50%-50% распределением. А.С. Ковригин полагает, что при разработке новой Стратегии нужно иметь в виду китайский и индийский пути.
Другой авторитетный эксперт рынка автокомпонентов – Михаил Владимирович Блохин (НАПАК) – предлагает альтернативный путь, сопряжённый с изменением подхода к системе управления рынком с учётом мировой практики.
Так, он обращает внимание на то, что за 100 лет количество компонентов в автомобиле увеличилось на 100 шт – а структура российского рынка не поменялась. «Невозможно не менять модель управления», — говорит он.
Российская система ранее не предполагала независимых производителей, они работали на нужды трёх автозаводов. «Существовало натуральное хозяйство. Это не давало выпускать продукцию и развивать технологии», — заключил он.
М. В. Блохин призывает обратить внимание на ки
тайский автопром, и полагает, что Россия отстала от Китая примерно на 20 лет. В то же время, «у России есть шанс превратиться в высокоразвитое производство», — говорит он.
В структуре распределения ответственности за научные исследования авторынка во всём мире лидируют автокомпоненты (60% разработок), в России они занимают только 30%. В связи с этим практически все разработки, внедряемые на российском рынке,создаются иностранными компаниями. Эксперт предлагает изменить эту структуру в пользу национального производства таким образом, чтобы разработки модулей и платформ делались с российским участием, а компоненты остальных уровней – целиком российскими производителями.
Сегодня рынок автокомпонентов России составляет свыше $100 млрд.
По данным Минпромторга, на данный момент объём автомобильного производства в России занимает 14 место в мире по объёму. В 2016 году загрузка мощностей автопроизводителей составила 30-40%. Несмотря на проблемы, рынок автокомпонентов стабилизировался за счёт поддержки подержанных автомобилей (вторичного рынка). В нынешних условиях поставка компонентов для новых автомобилей составляет 35% рынка, а для подержанных – 65%.
Программы правительственной поддержки по стимулированию спроса способствовали продаже дополнительных 322’783 автомобилей с 01 января по 03 июля 2016 года. Всего в 2016 году такие продажи планируются в размере 500’000 шт.
Основное финансирование рынка компонентов государством проходит через Фонд развития промышленности.
Источники: ASM Holding.