Именно с этого легендарного партизанского отряда более 100 лет назад во время Первой Мировой Войны началась история современных российских подразделений специального назначения. А точнее с письма поручика Леонида Пунина командованию Западного фронта с предложением о создании партизанских отрядов для набегов в тыл германцев. Командование одобрило идею и 21 октября 1915 года было дано распоряжение о формировании отряда.
Отряд особой важности атамана Пунина был создан 26 ноября 1915 года. На момент создания он назывался отрядом Особой важности штаба Северного фронта, а ныне известное название получил в марте 1917 года уже после смерти атамана, которая произошла 1 сентября 1916 года во время одной из операций. В сентябре 1917 года отряд покинула почти половина нижних чинов и офицеров, но отряд остался на фронте. А с 1918 года он находился в составе РККА, где стал первым отрядом специального назначения формировавшейся Красной армии. Он просуществовал до лета, когда и был расформирован.
В отряд входило 11 офицеров, 17 урядников и унтер-офицеров, 296 казаков и рядовых, более половины которых были георгиевскими кавалерами. Вместе с атаманом служили и двое его братьев — Лев и Александр. Отряд входил в состав 12-й армии на Северном фронте, а его штаб находился в Старом Кеммерне (сейчас Кемери, Латвия).
7 декабря 2016 года в музее-заповеднике Царское Село открылась выставка «Отряд особой важности атамана Пунина. 1915—1917». Экспозиция будет открыта до 26 февраля 2017 года. Открытие выставки было приурочено к 101-летию со дня создания отряда и Дню георгиевских кавалеров, который в Российской Империи отмечали 26 ноября (7 декабря по новому стилю).
Экспозиция основана на документах из архива Ольги Хорошиловой — внучатой племянницы атамана, внучки его брата Льва Пунина. На выставке представлены фотографии, чертежи и схемы позиций противника, газеты и журналы тех лет со статьями об отряде, личные вещи Льва Пунина, оружие времен Первой мировой, которое было выставлено музеем.
Подробнее об отряде и выставке редакции культурно-политического журнала «Э Вести» рассказала Ольга Хорошилова:
ЭВ: В чём заключалась особая важность отряда Пунина?
Хорошилова О.А.: «Особая важность» – это его особая работа. У отряда было несколько важных задач – охранять железную дорогу от станции Старый Кеммерн до Риги (ныне — Латвия), осуществлять разведки, в том числе на территории, занятые германскими частями, выяснить их точное расположение (что было очень важно для подготовки будущего наступления наших войск), контролировать перемещения германцев. Но самым главным, зачем отряд атамана Пунина направили в район Старого Кеммерна (на выдвинутый участок Рижского фронта) – это осуществить набег в тыл германцев. Однако именно это сделать не удалось – не было возможности, да и командование не хотело рисковать этим отрядом.
ЭВ: Коснулись ли отряда разброд и шатание в войсках периода Первой мировой, насколько его судьба типична для своего времени?
Хорошилова О.А.: Разброд и шатание в частях русской армии начались все-таки уже во время Февральской революции и после нее, то есть ранней весной 1917 года. Но и до этих событий, и во время революции отряд Пунина оставался наиболее боеспособной частью. Он был на хорошем счету у Временного правительства. Ему лично покровительствовал военный министр Александр Гучков. В мае 1917 года Александр Керенский, новый военный и морской министр, издал распоряжение расформировать практически все отряды особой важности. Ему нужна была лояльная регулярная кавалерия, партизаны же считались весьма опасными, так как их сложно было контролировать. Керенский полагал, что они могли превратиться в политическое оружие, направленное против нового правительства и его самого в частности… На фронте остались единицы – в том числе и отряд атамана Пунина, который продолжал оставаться на выдвинутом участке фронта возле станции Старый Кеммерн. В то сложное время партизаны атамана Пунина нередко выполняли функции полевой жандармерии. К примеру, часть отряда в июле 1917 года усмиряла полки русской 180-й пехотной дивизии.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, как удалось сберечь ваш архив? Ваша семья сумела сохранить достойный объем реликвий.
Хорошилова О.А.: Архив бережно хранили сначала мой дед, Лев Пунин, затем его супруга, моя бабушка, Ольга Николаевна, умершая в 1984 году. Отец передал его мне. И, как показало время, поступил правильно.
ЭВ: Ваша семья – это семья историков. Повлиял ли ваш архив на выбор вашей профессии?
Хорошилова О.А.: Повлиял, но не на выбор профессии, а на мои интересы. Вначале я заинтересовалась историей моей семьи. В моих руках оказался архив деда и несколько фотоальбомов, которые я стала неспешно и очень внимательно изучать. Затем ко мне попала другая часть архива отряда атамана Пунина. Я начала искать потомков тех офицеров, кто служил под началом Леонида Пунина. За десять лет скопился весьма значительный по объему и крайне интересный по содержанию материал. Было найдено большое количество документов, причем не только в российских архивах (РГВИА, РГВА), но и в зарубежных. В итоге, на основе собранных архивов и документов я смогла издать две книги, посвященные отрядам особой важности Первой мировой войны и отряду атаман Пунина в частности.
ЭВ: Какие экспонаты представляют особую ценность?
Хорошилова О.А.: Представленные материалы ценны именно с исторической точки зрения. Ведь снимков отрядов особой важности периода Первой мировой войны почти не сохранилось. На выставке же можно увидеть и самих партизан – офицеров и нижних чинов отряда атамана Пунина, и то, как они воевали с германцами, и то, как проводили свободное время. Есть даже фотография, на которой партизаны принимают пищу – они стоят у полевой кухни с солдатскими котелками. Мне и куратору выставки Екатерине Швиглевой, которой я очень признательна за великолепную работу по организации этого проекта, удалось показать отряд атамана Пунина как бы в объеме – и военную работу, и отдых, и повседневные дела. Помимо фотографий, на выставке представлены газетные статьи об отряде 1916-1917 годов, рисунки атамана Пунина, чертежи германских позиций, также выполненные им. Есть и некоторые личные вещи атамана и моего деда Льва Пунина.
Источник: Tsarskoye Selo