АвтоСпецЦентр лидирует по прибыльности на падающем рынке, и рекомендует другим «быть в тренде»

Vladimir Mozhenkov, member of boards at AvtoSpecCenter

По подсчётам журнала Форбс (Forbes), один из крупнейших автодилерских холдингов России – ГК «АвтоСпецЦентр» — потерял в выручке 2.5% в 2016 году. При этом, согласно Ассоциации Европейского Бизнеса,  продажи новых автомобилей на авторынке России сократились на 15% в январе-августе 2016 года к аналогичному периоду 2015 года. Показатели других ТОР200-автокомпаний менее оптимистичны – их прибыль упала на 8.9%-32.1% (ГК «Major Auto» -8.9%, ГК «Рольф» -13%, ГК «Авилон» -14.5%, ГК «Дженсер» -28.7%, ГК «Автомир» -32.1%).

«Для любого автодилера главное – «быть в тренде» и своевременно предугадывать потребительские предпочтения. Для нас сохранение старых клиентов и увеличение числа новых покупателей – наиболее приоритетные задачи…», — так прокомментировал ситуацию Александр Зиновьев, Директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр».

Культурно-политический журнал «Э Вести» обратился к члену совета директоров компании ГК «АвтоСпецЦентр» Владимиру Николаевичу Моженкову с просьбой поделиться опытом преодоления кризисных явлений. Получился разговор об экономике вообще, авторынке в частности, его трендах и «мерцающих» целях. Текст интервью читайте ниже.

ЭВ: Владимир Николаевич, по информации Форбса, прибыль ГК «АвтоСпецЦентр» упала на 2.5%, что, в сравнении с рынком, прекрасный результат. Хотели бы узнать Ваше мнение, каким образом это Вам удалось?

Владимир Н. Моженков: Во-первых, было бы более правильно, если бы Вы по этому вопросу обратились к главному управляющему компании Александру Халилову. Но если посмотреть статистику 2015 года по первой десятке или первой двадцатке, то «АвтоСпецЦентр» — это была единственная компания, выручка которой выросла, и компания поднялась с шестого места на третье по этому показателю в России. Это – самый знаменательный рывок в 2015 году.

Во-вторых, «цыплят по осени считают», показатели нужно смотреть по итогам года. Сейчас очень важный квартал, я думаю, что всё будет на уровне — «АвтоСпецЦентр» и команду обновил, и успешно подкорректировал стратегию.

ЭВ: Что касается нынешней ситуации, как в сентябре – рынок растет?

Владимир Н. Моженков: Рынок по-прежнему очень трудный, это первое. Второе, есть разные марки, которые ведут себя по-разному – некоторые усиливают свои позиции, некоторые остаются при своих, некоторые падают.

Кроме того, сейчас всё большую роль начинают играть эффекты масштаба и опыта. Наступила эра эффективности, когда каждую систему, которая есть на предприятии или в группе компаний, следует делать эффективной-эффективной-эффективной (то есть, работать с доходной частью, и оптимизировать расходную часть).

ЭВ: Если уйти от авторынка и спросить Ваше мнение как руководителя и бизнес-консультанта, то на что Вы порекомендовали бы обратить внимание руководителя компании? Что, по вашему мнению, сегодня является ключом к эффективной стратегии?

Владимир Н. Моженков: Если брать экономику в целом, то мы видим, что, к сожалению, у государства, у правительства пока нет целостной стратегии. Мне думается, что сейчас надо вырабатывать стратегию как минимум лет на 10. Чтобы мы понимали, куда мы идем, какую экономику мы строим. Исходя из этого, отрасли и предприятия будут определять свою политику.

Сегодня есть нишевые отрасли, по которым есть стратегии развития. Например, сельское хозяйство имеет позитивный тренд, и он будет усиливаться и увеличиваться. Военно-промышленный комплекс имеет достойное финансирование, и тоже наращивает свои объемы. Нужно определить, какие приоритеты имеет страна, и через призму этих приоритетов принимать все остальные законы, решения и строить экономику.

Если мы строим умную экономику, то это развитие таких отраслей, как: образование, фундаментальная и прикладная наука, инновационные центры и т.д.

Если мы строим экономику, которая зиждется на использовании и переработке наших ресурсов, нашего природного богатства, то это другая стратегия, потребуется делать другой план.

Если мы идём в инновационную экономику, то это третий вариант, здесь уже другие факторы играют главенствующую роль.

Мне ближе инновационная, потому что Вы мне позвонили, и застали на Парижском Автомобильном салоне. На стендах Mercedes-Benz, Audi, BMW, Porsche и т.д., — везде видишь электрические машины.

Начинается электрификация мирового автопрома. Мы от этого никуда не уйдем. Поэтому наша нефть через 5-15 лет если и будет кому-то нужна, то, я думаю, она может не стоить и нынешних 40-50 долларов. Потому что всё больше инноваций, инноваций и инноваций. Поэтому я за инновационную экономику.

Вы понимаете, ещё 3-4 года назад для нас гибридные машины были в новинку – гибридные ещё остались, но здесь уже представлены электрические, которые будут проезжать 300-400 км. Нам также показали машину Opel, одной зарядки которой хватает на 500 километров. В следующем году эта машина появится на рынке.

Volkswagen презентовал свою стратегию к 2025 году ежегодно выпускать 1 миллион машин на электричестве.

ЭВ: Мы были на Московском автосалоне и разговаривали с НАМИ. Они рассказали, что вместе с КАМАЗом разрабатывают автотранспортную систему будущего, которая в принципе исключает частное владение автомобилями. В это вкладываются очень серьезные бюджетные деньги…

Владимир Н. Моженков: Да, совершенно верно, Вы правильно сказали.

Одна тенденция это, как я называю, «электрификация», то есть электрическая розетка в каждом доме, в каждом гараже, на каждой парковке.

Наряду с этим – резкое сокращение потребления автомобилей жителями больших городов.

Третья тенденция – автомобиль без водителя. Нам на одном из стендов показывали автомобиль, где руль вроде бы есть, а рулевой колонки нет. Volkswagen показал концепт, где руль выдвигается, и машина может ехать без руля. На другом стенде показали машину без водителя. Вы знаете, что летом в Сингапуре запустили такси без водителя, в Голландии сейчас разрабатывают, моторные лодки по каналам без капитана. Поэтому инновации, инновации и инновации.

И здесь мы сразу сталкиваемся с чем? С другой колоссальной проблемой. Насколько мне известно, в мире есть две профессии, где занято больше всего людей – это профессии продавца и водителя. И профессия водителей будет уходить, куда их устраивать на работу?

Эти вызовы сейчас будут нарастать. Где-то я читал, что скорость изменений за последнее время увеличилась в 50 раз. Меняется менталитет потребителя, клиента. По большому счету, что современному клиенту, особенно молодому человеку 20-30 лет, нужен только iPhone или iPad, автомобиль ему уже не нужен. Если 10 лет назад молодые люди мечтали об автомобиле, то сейчас они мечтают о хорошем iPhone или iPad. Они всё берут оттуда, и пользуются самыми современными приложениями, интернетом и тд. Сегодня он заказал, чтобы ему привезли домой книгу, одежду, ботинки, а завтра он будет заказывать, чтобы доставили машину.

А завтра он закажет Uber, который приедет к нему быстренько, а потом он выйдет на улицу, возьмет в 100-200 метрах стоящий автомобиль, доедет до своего пункта назначения, закроет этот автомобиль и пойдет в свой офис, на работу или домой.

ЭВ: Да, лично-общественный такой вид транспорта.

Владимир Н. Моженков: Совершенно верно, Поэтому мы сейчас живем в такое интересное время, когда скорость изменений на самом деле колоссальная и она будет только убыстряться.

Поэтому здесь очень важно иметь стратегию и видеть, как я называю, «мерцающие» цели, которые будут появляться. Я сейчас у многих спрашиваю: «Как ты думаешь, когда у тебя вместо помощника появится робот с искусственным интеллектом?», — «Слушай, ты чего?» – «Я говорю, через сколько лет?», – «Да я вообще не думал!», – «Как не думал?! Пройдет 2-4 года и тебе не будет нужен живой помощник, у тебя будет помощник в виде искусственного интеллекта, который будет звонить, напоминать, считать, давать тебе данные, анализировать твои варианты и работать рядом с тобой». Надо об этом думать, потому что мы живем в самое интересное время.

Но стратегия нужна. И когда ты идешь к этой стратегии, нужно смотреть на «мерцающие цели».

Поделиться с друзьями
Subscription