Авангард через призму психоанализа

Авангард через призму психоанализа

«Архетипы авангарда» – такое название носит новый выставочный проект Третьяковской галереи, который вызывает ассоциации с обнаруженным Карлом Густавом Юнгом слоем психики, где хранятся врождённые образы и символы. Разрабатываемые крупнейшими художниками авангарда структурные элементы коллективного бессознательного стали объектом художественного исследования, которое, как надеются организаторы, будут интересны как психологам, так и широкой публике.

Впервые новая концепция экспонирования авангардистов была опробована в 2023 году на Дальнем Востоке, где было представлено около 50 работ. В Москве проект расширен вдвое и доработан.

Новаторский подход Третьяковской галереи к произведениям искусства действительно впечатляет. Работы были отнесены к 12 архетипам американского психоаналитика Кэрол Пирсон:  Дитя, Славный малый, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Эстет, Творец, Правитель, Маг, Мудрец, Шут. Делалось это на основе изучения документальных источников, включая мемуары и эпистолярное наследие, и самой живописи.

«Архетипы не везде проявляются у одного и того же художника, – пояснила нам Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи I половины XX века, –  да и художник открывается не в каждой работе. У него есть разные периоды, разные влияния, разные настроения. Необходимо найти множество фактов из разных источников, соединить их, чтобы они укладывались в пазл».

Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи I половины XX века
Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи I половины XX века

Зритель может не согласиться к отнесению картины к тем или другим архетипам, как и с применением к русским художникам чисто американских смысловых понятий. Состояния, настроения, методы живописи как этапы творчества разных художников, которые позволили специалистам выделить те или иные психотипы в авангарде как направлению обращают внимание зрителя где-то на темы, где-то на жанры, где-то на методы творчества. Объединение не всегда очевидно. Зато выставка будит интерес, рождается дискуссия, которая может оказаться весьма полезной для формирования нового взгляда на авангард.

Посетителям предлагается по-новому раскрыть ценности и восприятие мира таких художников, как Петр Кончаловский, Наталья Гончарова, Нико Пиросмани и многих других. По замыслу устроителей выставки, она открывает новые достоинства и достижения авангардистов через призму психотипов.

Третьяковская галерея намерена углублять исследование творчества авангардистов. Одной из интересующих специалистов тем сегодня, как нам пояснила И.А. Вакар, является «Художники авангарда в старости». Для развития этой темы существуют планы по организации круглого стола, где можно было бы обсудить, насколько по-разному художники раскрывались в этот трудный период жизни и творчества. «К примеру, Наталья Гончарова уже лежала в постели и не могла ходить, а ещё писала серию натюрмортов, – рассказала Ирина Анатольевна. – А Малевич, который был болен раком, не писал, но думал о своем супрематизме и своих идеях».

Если логика организаторов выставки «Архетипы авангарда» верна, то десятки людей, имеющих собрание художников-авангардистов России могут следовать тем же архетипам. Однако наука об этом пока не решается говорить. Для того, чтобы сделать заключение о наличии соответствия собирателя и психотипа созданной им коллекции, нужно анализировать её, проводить серии бесед, знакомиться с собранием, биографиями и анализировать фотоматериалы.

Открытие выставки "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Открытие выставки «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Татьяна Маврина, Девочка в белой кофточке и белой шляпке, 1937
Татьяна Маврина, Девочка в белой кофточке и белой шляпке, 1937
Открытие выставки "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Открытие выставки «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Рядом с картиной Каземира Малевича "Летний пейзаж с домами" 1906 г. делается отсылка к подобным работам других художников. В частности, к картине Михаила Ларионова, "Сад" начало 1900х и Виктора Борисова-Мусатова "Гобелен" 1901 г.
Рядом с картиной Каземира Малевича «Летний пейзаж с домами» 1906 г. делается отсылка к подобным работам других художников. В частности, к картине Михаила Ларионова, «Сад» начало 1900х и Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен» 1901 г.
Александр Древин, "Беженка (Женщина в белом платке)", 1907
Александр Древин, «Беженка (Женщина в белом платке)», 1907
Открытие выставки "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Открытие выставки «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Михаил Матюшин, "Геометризация пространства (Кристалл)", 1918-1919
Михаил Матюшин, «Геометризация пространства (Кристалл)», 1918-1919
Выставка "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Выставка «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Выставка "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Выставка «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Юрий Анненков, "Июнь. Лес.", 1918
Юрий Анненков, «Июнь. Лес.», 1918
Каземир Малевич, Девушка с гребнем в волосах, 1932-1933
Каземир Малевич, Девушка с гребнем в волосах, 1932-1933
Выставка "Архетипы авангарда" в Третьяковской галерее
Выставка «Архетипы авангарда» в Третьяковской галерее
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.