2020 год оказался для российских автодилеров психологически напряженным, но завершился он довольно благополучно. После снятия карантина над рынком довлел не недостаток в покупателях, а дефицит автомобилей. Пандемия их уже не сильно пугает, прогнозы на 2021 год оптимистические, куда серьезней угроза исходит от планов автопроизводителей лишить их работы.
По словам главы дилерской ассоциации РОАД Вячеслава Зубарева, в течение прошлого года всех участников автомобильного бизнеса бросало то в лёд, то в пламя.
Начался год очень оптимистично, наблюдалось самое комфортное состояние рынка – легкий дефицит. Первый квартал принес +2% к предыдущему году. Но уже в марте на фоне новостей о пандемии и первых ограничениях за рубежом начало нарастать напряжение.
Апрельская изоляция принесла ощущение катастрофы. Перспективы года виделись самыми мрачными. Дилеры и дистрибьюторы решали, как избавиться от автомобилей на складе и как не допустить кассовых разрывов, чтобы не случилось дефолта компаний. Второй квартал закончился с минус 46%.
В третьем квартале, когда стали выходить из режима карантина, дилеры впервые за долгие годы столкнулись с жестким дефицитом машин. Это связано с тем, что прогнозы на катастрофическое снижение рынка ставили не только дилеры, но и производители, поэтому все порезали свои планы поставок. Быстро же нарастить объемы выпуска не так-то просто в силу инертности производственной цепочки. Квартал закончился с минус 14%.
Продажи в этот период определялись не достоинствами каких-то моделей или мастерством продавцов, а наличием автомобилей. В таком режиме рынок продолжал работать вплоть до конца года.
«Итого получилось у нас по году -9%. Самый кошмарный сценарий, который нам мерещился в апреле месяце, он, слава Богу, не реализовался и все более-менее благополучно завершилось. Но год был кошмарный с точки зрения стресса. Это не только в автобизнесе, но автобизнес отличается тем, что он очень капиталоемкий, здесь очень большие материальные ресурсы, которые так быстро не найдешь», – сказал Зубарев на ежегодной пресс-конференции РОАД в этот четверг.
Прогноз авторынка на 2021 год
«На сегодняшний день нам видится, что рынок в текущем году будет достаточно стабильным – говорит Зубарев. – Наиболее вероятен небольшой рост 3-5%. Но прошлый год нас научил, что всё может быть».
Вице-президент РОАД и глава Рольфа Светлана Виноградова отметила, что сейчас нет ни одной марки, где вообще не наблюдался бы дефицит машин. И в первом полугодии это будет главный фактор, влияющий на рынок. Те автопроизводители, которые смогут привезти автомобили в Россию, выиграют.
На ситуацию во втором квартале влияние будут оказывать несколько факторов, говорит она. Во-первых, отложенный спрос, созданный дефицитом и ожиданием специальных предложений. Когда на складе есть машины, дилеры дают скидки.
Во-вторых, для тех больших объемов покупок, которые наблюдались в России шесть лет назад, подходит привычный срок владения. По регионам эта цифра меняется: 5 лет и 3 года по Москве и Санкт-Петербургу, и порядка 6 лет в провинции. Эти владельцы также будут стремиться обновить свой автомобиль.
В-третьих, продление программ господдержки.
В-четвертых, и главное, это наличие и доступность машин. Ситуация с ограничением работы автозаводов пока сохраняется во всем мире, включая Россию. Несмотря на то, что большая часть производства у нас локализована, многие комплектующие приходят из-за рубежа, поэтому дефицит может сохраниться.
Экзистенциальная угроза рынка – прямые продажи автопроизводителей
Самую большую угрозу и беспокойство у дилеров вызывают планы автопроизводителей продавать машины напрямую, то есть минуя дилеров. Так, например, делает Tesla. Покупатель выбирает электромобиль на сайте, оплачивает, и его доставляют прямо к дому нового владельца. О планах продавать по новой схеме электромобили заявил Volkswagen.
В России о своих планах прямых онлайн-продаж заявил Hyundai. Он конечно уверяет, что дилеры без работы не останутся.
«Мы рассчитываем, что это будет дополнительный канал продаж, он без дилера он неосуществим. Да, прямой контакт с клиентом будет идти из Hyundai, но тем не менее дилер будет участвовать и в предпродажной подготовке, и в каких-то комиссионных вознаграждениях – заявил глава Хендэ Мотор СНГ Алексей Калицев.
Но это лишает их возможности предлагать дополнительное оборудование, кредиты, страховки, трейдин, что составляет существенную статью дохода дилера при продаже нового автомобиля.
«Этот вопрос, который на сегодняшний день, наверное, самый резонансный среди дилеров. Я сужу об этом по тому сколько приходит обращений в РОАД из регионов, от отдельных дилеров, от собраний с тем, чтобы мы действовали. Как минимум один производитель уже провозгласил, что в ближайшие годы эти продажи будут достигать 50% от всех продаж. Это серьезный вопрос, вопрос государственного уровня», – говорит Зубарев от лица всего дилерского сообщества.
«Надо понимать, – продолжает он, – что это изменение самой модели автобизнеса. Надо понимать, что при этом высвобождается определенные мощности и люди. А это значит продавцы, которые сегодня работают, становятся лишними, большое количество автосалонов, в которые сделаны колоссальные инвестиции, тоже становятся избыточными. Если представим, что 50% продается напрямую, значит 50% мощностей не нужно. Возможно, это естественный процесс, возможно, мы к этому придем, но надо думать, обсуждать, отталкиваться от интересов клиента в первую очередь.
Надо понимать, что это действия, которые несут далеко идущие последствия. На сегодняшний день в отрасли задействовано более 300’000 человек. Дело даже не в том, что кто-то из них окажется лишним. Почему я говорю, что это государственная проблема, потому что, если посмотреть на цепочку, что видим: загрузка снижается, эффективность снижается, предприятие становится банкротом. Казалось бы, сколько этих собственников автобизнеса по России, ну тысяча человек, и бог бы с ними. Но пострадают не только собственники.
Автобизнес – это очень закредитованная отрасль. По разным оценкам, это сотни миллиардов рублей. Оценки меньше 300 млрд. я не видел, кто-то говорит 600 млрд., кто-то триллион, последнее, я думаю вряд ли, но 500-700 млрд. реально. И сегодня, кстати, кредитный портфель минимальный, потому что дефицит автомобилей. Завтра он будет расти. 600 млрд. много это или мало для нашего государства? Не такая маленькая сумма. Если представить банкротство предприятия, что получает банк вместо денег? Автосалон – это очень специфичный объект недвижимости. Переделать его под многоквартирный дом невозможно. Значит банки получают большую брешь в своем бюджете. А у банков деньги не свои, у них деньги вкладчиков. В России уже не мало примеров, что происходит, когда у банков появляются невозвращенные кредиты».
Впрочем, Зубарев не считает, что надо запретить прямые продажи, он призывает посчитать ситуацию, и участвовать в этом должно три стороны: дилерское сообщество, производители и обязательно государство.