Продажа автомобилей в Китае не перестает удивлять темпами роста. Ещё семь лет назад все удивлялись, как автоиндустрия одной-единственной страны смогла перешагнуть планку в 15’000’000, и вот новое достижение. 2017 год закончился с рекордными показателями – более 29 миллионов штук. Это без малого треть всех произведённых в прошлом году в мире машин. Но как, выяснилось, такая цифра – не предел.
Предпосылки для дальнейшего роста
Пока их немного. Но именно они обещают стать основополагающими в новом витке развития автомобильного производства в стране. Президент Китая, Си Цзиньпин заявил, что ранее введённая пошлина на ввоз машин в страну, составлявшая целых 25% от их стоимости, будет значительно снижена до максимально приемлемого значения. Какого – пока не уточнил, но можно не сомневаться, речь идёт о существенных льготах, а не о подачке в 0,25%, которой грешат правительства многих стран, когда максимально незатратно пытаются привлечь к себе внимание.
Кроме того, иностранные компании, массовую экспансию которых сдерживало законодательное ограничение (долевое участие – не более половины от суммарного капитала производства), также получат послабление. Теперь, если эта тенденция сохранится, а для этого есть все предпосылки, зарубежные компании смогут создавать дочерние предприятия на территории Китая со 100%-но иностранным капиталом. И хотя это ещё только ожидания, начало положено.
Всё это положительно скажется в первую очередь на стимулировании развития дочернего подразделения Tata Motors, выпускающего легковые Ягуар/Рендж Ровер. Именно любовь китайцев к последним стала основной причиной того, что не самая богатая страна купила четверть всех выпущенных автомобилей этой марки, при этом более 40% из них было импортировано. Поэтому нововведения китайского правительства помогут существенно исправить этот перекос и значительно снизить число ввезённых авто.
Кроме этого, мера направлена на стимулирование другого автопроизводителя, южнокорейского SsangYong. Как известно, марка отказалась от создания совместных предприятий на территории Китая, а сам вопрос переноса предприятий полного цикла на территорию Поднебесной так и остался открытым. Но так как рынок внедорожников и кроссоверов Китая демонстрирует просто потрясающую динамику, руководство Mahindra & Mahindra к нему обязательно вернётся.
Но на фоне привлечения предприятий, собирающих авто на бензине/дизельном топливе, руководство КНР не забыло и об электрокарах/гибридах. Так, принятая ещё в 2012 году программа по реализации «чистых» транспортных средств не только не была приостановлена, но и получила существенное развитие. Так, меры по стимулированию приобретения электрических или гибридных авто продлены вплоть до 2020 года, а с 2019 начинает действовать квота. Все без исключения бренды, представленные на рынке Китая, должны иметь в предложении экологически чистые авто. Причём – не для галочки: всего за два года доля реализованных «зелёных» машин должна увеличиться с 1/12 до 1/8 от числа все проданных авто.