После 72% падения продаж в апреле и 52% сокращения спроса в мае российский автомобильный рынок довольно бодро стал восстанавливаться. Июньские продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составили 122’622 шт., что на -14.6% меньше, чем в июне 2019, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
«После двух месяцев резкого падения продаж автомобилей в июне появились признаки медленного возвращения к результатам прошлого года. Несмотря на то, что дилеры работают, меры государственной поддержки дополнительно стимулируют продажи и положительно сказывается отложенный спрос, все же в июне мы наблюдаем снижение продаж на 14,6% по сравнению с июнем 2019 года», – комментирует итоги глава Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
По его словам, для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле-мае и медленное восстановление в июне.
Падение на 23% по итогам полугодия в целом соответствует новому прогнозу АЕБ на 2020 год – 1’339’000 (-23.9% г/г) проданных автомобилей, при условии продления государственного стимулирования покупательского спроса и отсутствия второй волны пандемии, добавил Штэрцель.
В массовом сегменте из восьми ключевых марок (Lada, Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Skoda, Nissan), на которые приходится 88% продаж сегмента и 74% рынка в целом, лучшие результаты восстановления показали: Skoda, которая в июне продала на +3% больше, чем годом ранее; Lada – ей процента не хватило до итогов июня 2019 года; Renault и Kia, чьи результаты оказались лучше сегмента в целом – -10% и -12% г/г, соответственно.
В июне 2020 продажи массового сегмента оценочно оказались на -14.2%* ниже июня 2019 года, легких коммерческих автомобилей на -16.3%* ниже, а премиальных на -17-20%**.
По итогам полугодия меньше всего от коронавируса пострадал люксовый сегмент. В России было продано 59’147 автомобилей дорогих марок, что на -17.6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Лидером сегмента стал BMW, реализовавший 17’110 автомобилей (-14%), за которым следует Mercedes-benz c 16’246 машинами (-14%), Lexus (8’537 шт. / -8%) и Audi (6’152 шт. / -16%)
Сегмент легких коммерческих автомобилей за шесть месяцев также пострадал чуть меньше – было продано 42’175 единиц, что -22.4% ниже, чем годом ранее.
В массовом сегменте по-прежнему царят:
- Lada (вкл. Niva) – 136’154 шт. (-19%)
- Kia – 81’219 шт. (-27%)
- Hyundai – 63’852 шт. (-27%)
- Renault – 51’239 ш. (-20%)
- Toyota – 41’646 шт. (-10%)
ТОП25 самых продаваемых моделей января-июня 2020 года.
На взгляд стороннего наблюдателя, слова АЕБ о медленном восстановлении рынка кажутся странными, учитывая бодрые темпы сокращения разрыва с месячными итогами 2019 года, но они могут служить мрачным пророчеством дальнейшего развития ситуации.
Ведь по данным Сбербанка, который мониторит расходы населения, июнь – стал месяцем, когда весь отложенный спрос, накопленный во время изоляции быстро реализовался и траты начали вновь падать. Иными словами, есть вероятность, что июнь стал взлётом перед небольшим, но падением.
Помимо трудностей со сбытом для дилеров июнь стал месяцем, когда производители выдали им «черную метку». Вернее, это был пока один производитель – Hyundai, который объявил, что будет теперь продавать машины сам – через онлайн. Он, конечно, уверяет, что дилеры без работы не останутся, что оба канала будут работать параллельно, но это первая масштабная реализация долгосрочного тренда на замену дилерских продаж прямыми, как это изначально делает Tesla. Это означает, что дилерские дворцы, в которые вложены миллионы, могут обернуться потерями. Да, сервис останется, но и его со скорым приходом электромобилей ждут перемены — в них меньше деталей, которые могут сломаться, реже требуется ТО.
Вот такой авто-июнь 2020 был в России.
* – данные не включают в себя месячные продажи Mini, BMW, Mercedes-Benz и Smart, так как BMW Group, а вслед за ней и Daimler, в этом году перестал публиковать ежемесячные результаты продаж на всех своих рынках, перейдя на квартальную отчётность.
** – оценочно, учитывая, что цифры по легковым и легким коммерческим машинам некоторых брендов Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) дает суммарно.