В сентябре 2019 российский автомобильный рынок, следуя сезонному обыкновению, оживился и вырос на +8% к августу 2019. Кроме того, отрицательная динамика продаж последних месяцев в сентябре почти сошла на нет, достигнув планки продаж в 157’129 машин. Однако прогноз по экспертов по итогам этого и следующего годов неутешителен.
«Продажи сентября были на уровне того же месяца прошлого года, что является неплохим результатом, принимая во внимание отрицательную динамику последних месяцев. Кумулятивные продажи за период с января по сентябрь год к году — все же минус 2%», — прокомментировал результаты глава Комитета автопроизводителей АЕБ (AMC) Йорг Шрайбер.
Он также заметил, что ожидает такой же слабо негативный тренд и в конце года. Учитывая, что осталось всего 3 месяца до конца, АМС ожидает, что по итогам 2019 года в России будет продано 1.76 млн. новых машин, что означает почти 3-х процентное падение.
Относительно прогноза продаж на следующий год г-н Шрайбер сказал: «Здесь присутствует элемент неопределённости – возможность еще одного существенного увеличения утилизационного сбора в 2020 году, что, по сведениям, обсуждается в правительстве. Если такое решение будет принято на самом деле, то это поставит вопрос о долгосрочной перспективе российского автомобильного рынка в целом».
В краткосрочной перспективе, планы повышения утилизационного сбора могут искусственно подстегнуть спрос в оставшиеся три месяца, но все это за счёт снижения продаж будущего года, добавил он. Иными словами, может повториться ситуация повышения НДС, когда покупатели не стали дожидаться роста цен и купили машины ранее запланированного, «оголив» продажи начала года.
Разделяют его пессимизм и розничные продавцы – дилеры. «Рынок очень инертный. Клиентов, готовых делать эмоциональные покупки, практически не осталось, процесс покупки растягивается на несколько недель. Клиент все чаще отказывается от дополнительных опций в пользу базовых комплектаций», — делится своим мнением с РБК директор по развитию «Рольф» Владимир Мирошников. Каких-либо изменений в последнем квартале он также не ожидает.
Вместе с тем наблюдается и положительный тренд в продажах легких коммерческих автомобилей. В сентябре они выросли до 10.9 тыс. шт.*, что на 19.6% больше, чем в сентябре 2018. Впрочем, пока итоговые продажи за январь-сентябрь – 77’618* – все же на -3.7% ниже, чем за первые три квартала 2018 года.
Хорошо себя чувствуют продажи премиальных машин – в сентябре они составили 14’332 шт. (+2.7%), а по итогам 9 месяцев – 111’717 шт. (+2.6%).
ТОП5 премиального сегмента (янв.-сент. 2019)
- BMW – 30’236 шт. (+16%)
- Mercedes-Benz – 29’632 шт. (+6%)
- Lexus – 15’610 шт. (-13%)
- Audi – 11’346 шт. (-1%)
- Land Rover – 5’992 шт. (-13%)
Массовый сегмент в сентябре упал на -1.8% до 131’896 шт.*, а суммарно за этот год на -2.3% с итогом в 1’082’057 проданных автомобилей*.
Бестселлеры массового сегмента (янв.-сент. 2019)
- Lada Granta – 96’974 шт. (+38.2%)
- Lada Vesta – 83’502 шт. (+9.6%)
- KIA Rio – 69’349 шт. (-7.6%)
- Hyundai Creta – 51’969 шт. (+4.6%)
- Hyundai Solaris – 45’284 шт. (-10.0%)
* – оценочно, учитывая, что цифры по легковым и легким коммерческим машинам некоторых брендов АЕБ дает суммарно.