По мере углубления дефицита полупроводников, который сдерживает мировую автомобильную промышленность, оценка потерь рынка удвоилась до $110 млрд.
По расчётам международного консалтингового агентства AlixPartners, исследующей последствия пандемии, в 2021 году мировые автопроизводители потеряют продажи 3.9 млн. авто из-за нехватки компьютерных чипов. Это существенно больше 2.2 млн., прогнозируемых четырьмя месяцами ранее.
Это составляет примерно 4.6% от 84.6 млн. автомобилей, в которые оценивается глобальный автомобильный рынок в 2021 году.
Это подтверждает заявления автопроизводителей, которые сообщают, что нехватка чипов будет и дальше усугубляться. Ford и General Motors ожидают, что второй квартал будет худшим, потому что из-за отсутствия необходимых компонентов заводы вынуждены простаивать. По оценке AlixPartners, отрасль вряд ли увидит признаки восстановления до конца года.
«На самом деле мы вообще не переходим в режим восстановления до четвертого квартала», – говорит Bloomberg глава консалтинговой фирмы Марк Уэйкфилд.
Другое автомобильное консалтинговое агентство LMC Automotive, прогнозирует потерю 3 млн. автомобилей.
Сроки восстановления играют важную роль в виду того, что сокращение производства чипов ведёт к росту цен на новые и подержанные машины. Подталкивая цены вверх в США и Европе, они вызывают рост цен и в России.
В четверг глава Ford Motor Джим Фарли заявил, что компания меняет свои авто под более распространенные и «доступные» чипы. Планируется также повысить складские запасы микросхем и выйти на прямые контракты с фабриками.
Кризис поставок усугубился не только пандемией, но и пожаром на заводе полупроводников в Японии и сокращением производства в Техасе из-за аномально холодной зимы.
Дэн Херш, глава автомобильной практики AlixPartners, говорит: «Сегодня в типичном автомобиле насчитывается до 1’400 чипов, и это число будет только увеличиваться. Главным приоритетом для компаний сейчас является смягчение, насколько это возможно, краткосрочных последствий этого сбоя, которые включают в себя все, от пересмотра контрактов до управления ожиданиями кредиторов и инвесторов».
Десять лет назад AlixPartners помогла General Motors пережить банкротство. Теперь она работает с автопроизводителем над перестройкой цепочек поставок, чтобы избежать повторения ситуации.
По словам Уэйкфилда, первый урок, который извлекли автопроизводители, в том, что они уже не являются «400-килограммовой гориллой» в переговорах с поставщиками, особенно с производителями чипов, которые также обслуживают технологических гигантов, которые платят более высокие цены за более совершенные полупроводники для мобильных телефонов, ноутбуков и видеоигр. Таких поставщиков нельзя заставить плясать под дудку Детройта.
Насколько это так, покажет время, ведь инструкции GM по ведению жестких переговоров с поставщиками стала притчей во языцех.
«Снижение затрат было приоритетом для автопроизводителей, – добавляет Уэйкфилд. – Это здорово – сэкономить деньги, но не в том случае, если вы не можете производить машины».