Треть российского рынка грузовых автомобилей, ранее принадлежавшую европейским брендам, в основном забирают себе китайские производители (реже — турецкие). По состоянию на начало 2024 года, по данным Автостата, доля рынка китайцев превысила 5.7% (более 200 тысяч единиц). Причина проста: с китайскими запчастями дело обстоит лучше, чем с длительными и ненадежными поставками продукции европейских лейблов. Однако на рынке проблемы с завозными запчастями всё-таки есть.
Наиболее благополучно ситуация складывается с самой ходовой китайской грузовой техникой Shacman. Она занимает около трети продаж грузовиков из КНР и получила развитую сеть поставок. За любой консультацией по запчастям можно обратиться к экспертам SHACMAN.
По остальным брендам покупатели нередко сталкиваются с обилием низкокачественных запчастей (Китай Китаю рознь) и даже сложностями их подбора. Если мы привыкли подбирать запчасти «европейцев» по VIN-номерам, то «китайцев» лучше покупать по заводским номерам деталей (более-менее сертифицированы фильтра).
Кроме того, на рынке запчастей сформировалось множество посредников, которые экономят на складах и зарабатывают как перекупщики. Это приводит к увеличенному времени ожидания (от пары дней до двух месяцев) и росту цен на запчасти (за счёт добавленной маржи). Не сразу обладатель нового китайского грузовика находит партнёра, который сформировал на складе общирный «китайский ассортимент», и обретает компанию с компетенцией и имиджем.
Казалось бы, завоёвываемый китайскими автопроизводителями авторитет подтверждается их стоимостью, качеством сборки и выстроенной логистикой. Однако рынку ещё предстоит решить пару задач:
- найти стабильных партнёров (как в Китае, где их великое множество, так и среди российских продавцов) продукции. А если таких каналов и связей нет? Это и есть главная трудность российских компаний, занимающихся продажей качественных запчастей — проблема поиска добросовестного поставщика.
- научиться определять китайский контрафакт и обуздать черный рынок. Эксперты обращают внимание на то, что неправильно ввезённый товар отражается на принятии решения о гарантийном ремонте.
Наряду с утилизационным сбором и программами льготного кредитования отечественных брендов, ситуация с запчастями становится защитой российских производителей. Однако китайцы со временем решат проблему сообща. К выходу на российский рынок готовятся авторитетные поставщики шин, тормозных деталей, тормозных дисков и барабанов, двигателей, воздушных компрессоров и смазочных материалов, которые сформируют мощный сегмент альтернативных запчастей, который пользовался огромным спросом в эпоху торжества европейских производителей.