Издания книг художников (фр. livre d’artiste) с оригинальной печатной графикой первых имён XX века – так определяет смысловое ядро своей коллекции сам Борис Михайлович Фридман.
Наименование жанра на французском языке неслучайно, поскольку он появился в Париже, во Франции второй половине XX века, где и просуществовал до 1980х годов. Этот жанр сформировался в узком пространстве артистической богемы, а в создании иллюстрированных книг принял участие широкий круг её знакомых по всему миру: издатели, художники и поэты.
Часть этой коллекции сегодня открывается к показу в Музее Изобразительных Искусств (ГМИИ) на выставке «Капричос. Гойя и Дали», дополняя коллекцию офортов самого музея. Это – первая выставка указанной тематики из коллекции Б.М. Фридмана. Выставка продлится с 24 января 2017 года по 12 марта 2017 года.
В основе показа – с одной стороны, 80 сатирических офортов Гойи, за публикацию которых в 1799 году художник имел неприятные последствия от инквизиции и, с другой стороны, переработка этих произведений Сальвадором Дали.
Гойя высмеял пороки современного ему общества Испании XVIII века, а Дали «доработал» их для XX века. Доработка состояла в смене названия, дорисовке действующих лиц и придании красочности. В каждом произведении это делалось по-своему. Где-то Дали прибавляет физиологии, где-то — смысла, где-то краски.
Дали был не первым художником, начавшим такой диалог. Пикассо вступал в «разговор» с Веласкесом, Мане — с художниками прошлого. Благодаря снам и кошмарам, приписываемым Гойе, сюрреалист Сальвадор Дали ощутил с ним родство.
Параллельно выставке, в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдут лекции и будут изданы научные работы. «Я надеюсь, что мы организуем презентацию издания, в котором впервые была собрана вся серия офортов Гойи и Дали, и в значительной степени откомментирована. Сделано многое, не только для того, чтобы повесить и продемонстрировать эти офорты, но и для посетителей выставки. Чтобы они как минимум приблизились, стали понимать и захотели дальше посмотреть, почитать и узнать. Произведения Гойи – это невероятно современная вещь. Все высказывания Гойи, которые вы будете здесь читать, он сделал в 1799 году, и они актуальны сегодня. Если отвлечься и их прочитать, то они написаны сегодня для нас. Этим они интересны», — сказал Б. М. Фридман.
В интервью культурно-политическому журналу «Э-Вести» он пояснил свои просветительские намерения.
ЭВ: Если я правильно услышала то, что Вы говорили, то Вас интересует научный уровень и музейного уровня погружение в тему.
Фридман Б.М.: А что в этом плохого? Собирая работы этого жанра, в котором работали все архитекторы и скульпторы XX века, я могу сказать, что в этих изданиях содержится вся история графического искусства, всех его направлений. И можно делать, вообще говоря, любую выставку. Это – наша пятнадцатая выставка, и есть желание сделать ещё целый ряд других, тематических выставок. Выставка должна быть тематической, о чём-то, иначе она неинтересна. Любая выставка – это образовательный проект, она должна что-то рассказать человеку, чему-то его научить.
В этом жанре очень много материалов. Артисты аккумулируют вокруг себя очень много истории, общения. Здесь много людей вовлечено в процесс, здесь присутствуют и литература, и художник, и печатник, и дизайнер.. Это – то, что очень хотелось показать в первую очередь, среди других идей. Также хотелось показать вместе работы Гойи и Дали, но, в большей степени, пояснить работу Гойи, потому что это – основа, всё создано там. А Дали – это уже современный комментарий, который позволяет легче увидеть, глубже понять.
ЭВ: Вам лично Дали помог глубже понять Гойю? Что-то высветил в его творчестве?
Фридман Б.М.: Думаю, да.
Например, у Дали изменены названия, мне потребовалось разобраться, что он менял, почему… Это неслучайно, там ничего случайного нет. Хотя художник использует приёмы сюрреализма, что по определению случайно, сиюминутно, но, в то же время, он очень уважительно относится к первоисточнику.
ЭВ: Насколько в научном мире, в Европе сегодня актуально изучение творчества Гойи и Дали?
Фридман Б.М.: Я ведь не являюсь искусствоведом, мне об этом говорить сложно. Конечно, правильное собрание предметов искусства требует чтения многих искусствоведческих книг.
Но тема, безусловно, звучит в Европе. Я видел и статьи, и литературу, и выставки, посвящённые им, я уверен, были.
ЭВ: Вам уже доводилось выставлять эту коллекцию в Европе или это – первый показ?
Фридман Б.М.: Нет, это происходит здесь в первый раз. Мы здесь показываем её впервые.