К 2030 году на автомобильном рынке произойдет перелом в картине потребления машин. В следствие технологического прогресса и ценового преимущества на первое место выйдут беспилотные такси, считают аналитики UBS Group AG.
Согласно анализу UBS, в ближайшее время автомобильный мир радикально изменится. К 2025 году четверть продаваемых машин будет электрифицировано, 12 миллионов автомобилей (8-10%) будет приобретаться для каршеринговых услуг. Из них 2 миллиона будет работать как беспилотные такси. Это будет начало поворота в сторону пользования автомобилем как услугой вместо владения им. К 2030 году произойдет перелом – уже 30% продаваемых машин будет предназначено для каршеринга.
Сейчас стоимость поездки на каршеринговом автомобиле с 1 человеком на борту вдвое дороже поездки на личном. Для двоих – уже сопоставимо, но все ещё дороже собственной машины. К 2025 году каршеринг электромобиля на 2-х уже будет выгоднее своего транспорта, поездка на роботизированном такси будет стоить в два раза дешевле! Мало того, такси на двоих будет экономичнее общественного транспорта.
Фантастика? Нет, расчеты UBS показывают, что стоимость пробега беспилотного такси будет на 80% ниже нынешнего такси, управляемого человеком. Общая стоимость владения снизится на 25%. Продав свой автомобиль, семьи смогут сэкономить до 5’000 евро в год. Будут ли у таких такси пассажиры? Опрос UBS 2017 года показал, что из 15’000 участников исследования 2/3 готовы попробовать услуги беспилотного такси. Производители производственного оборудования, включая Siemens AG и ABB Ltd, также «готовы к этому переходу».
Автоматизация и электрификация транспорта приведет к тому, что парк автомобилей начнет уменьшаться. Только в Нью-Йорке переход на беспилотные технологии позволит сократить парк такси на 2/3! Отказ от личного автомобиля также приведет к сокращению парка. Соответственно, меньше машин на дорогах, меньше пробок, меньше парковок, и чистый воздух.
Повлияет ли это на автопроизводителей и на автокомпонентную отрасль? Да, безусловно. Но катастрофы не произойдет, считают аналитики. Появятся новые возможности. По прогнозу, к 2030 году оборот отрасли роботизированных такси достигнет $2 трлн.
Появится необходимость в управлении парками, движимым имуществом. Введение месячной подписки на пользование такси и трансляция рекламы на и в транспорте дадут прогнозируемые денежные потоки и устойчивость отрасли. Выиграют, например, производители шин, так как на электромобилях резина быстрее изнашивается. Выиграют производители аккумуляторов, полупроводников, химическая отрасль. Не останутся в стороне и автопроизводители. Tesla, Daimler, BMW уже заявили о своих планах по предоставлению мобильности как услуги.