Британский музей хочет одолжить Греции мрамор Парфенона

Британский музей хочет одолжить Греции мрамор Парфенона

Когда в марте Николас Куллинан возглавил Британский музей, он унаследовал сложную проблему, связанную с тем, что делать с мрамором Парфенона. Теперь, похоже, он нашёл решение: мрамор Парфенона «по библиотечному абонементу», которая позволит вернуть работы в Грецию, оставляя его во владении Британского музея.

«Я бы хотел надеяться, что партнёрство в той или иной форме возможно, — сказал он в интервью Би-би-си. — Я думаю, что ещё слишком рано вдаваться в подробности о том, как это могло бы сработать, но я полон надежд».

Греция давно уже требует возвращения знаменитых древностей, обвиняя Томаса Брюса, седьмого графа Элгина, в похищении их из афинского акрополя. В 1816 году артефакты были куплены у вельможного похитителя британским Парламентом.

Реституция мрамора Парфенона в настоящее время невозможна из-за Закона о Британском музее 1963 года, который запрещает государственным учреждениям отказываться от права собственности на предметы своих коллекций.

Куллинан признал, что закон создаёт препятствия для их возвращения. «Задача для нас, опять же, состоит не в том, чтобы отрицать это или замалчивать, а в том, чтобы быть открытыми, и подумать: «Как мы можем сделать что-то позитивное с этим наследием?» — сказал новый директор Британского музея.

Скульптуры Парфенона в том виде, в каком они были выставлены в 1923 году в Британском музее. Сейчас это зал 17.
Скульптуры Парфенона в том виде, в каком они были выставлены в 1923 году в Британском музее. Сейчас это зал 17.

Споры о судьбе мраморных статуй Парфенона не утихают с тех пор, как Греция впервые официально обратилась с просьбой об их возвращении в 1983 году.

Предшественник Куллинана, Хартвиг Фишер, открыто выступал в защиту права собственности Британского музея на мраморные скульптуры, назвав их вывоз из Греции «креативным решением».

В 2021 году Великобритания всё также настаивала на том, что лорд Элджин приобрёл мрамор на законных основаниях, отвергнув призыв ЮНЕСКО пересмотреть вопрос об их реституции.

Но в 2022 году переговоры между двумя странами возобновились. К концу года ходили слухи, что готовится какая-то сделка. А в 2023 году переговоры между музеем и Грецией были уже названы «конструктивными». Но потенциальное соглашение развалилось из-за того, что описание возврата как «займа» было неприемлемо для Греции.

В ноябре 2023 этот спор даже сорвал запланированную встречу премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса и его британского коллеги Риши Сунака.

Скульптуры с Восточного фронтона Парфенона выставлены в зале 18. Мраморная скульптура. Афины, 438-432 годы до н. э.
Скульптуры с Восточного фронтона Парфенона выставлены в зале 18. Мраморная скульптура. Афины, 438-432 годы до н. э.

Мицотакис сказал, что мраморные скульптуры были «по сути, украдены», и что отказываться от возвращения всех скульптур — все равно что разрезать Мону Лизу пополам.

При этом Сунак уверяет общественность, что никто не планирует изменять закон 1963 года, открывая дорогу реституции.

Требуют реституции культурных ценностей от Британии и другие страны — Индия, Нигерия, Южная Африка. В 2023 году официальный запрос о возврате сделал Китай.

Совсем недавно, в январе, Греция предприняла ещё одну попытку провести переговоры, предложив ценные эллинские древности на длительный прокат в обмен на возвращение мраморных скульптур.

Возможно, когда-нибудь Британия последует примеры Папы Римского и вернёт украденное. В декабре 2022 года музеи Ватикана объявили о возвращении Греции трёх мраморных статуй Парфенона. Эти работы находились у Святого Престола в течение двух столетий.

Мраморная метопа из Парфенона, изображающая битву между кентавром и лапифом. Афины, 447-438 годы до н. э.
Мраморная метопа из Парфенона, изображающая битву между кентавром и лапифом. Афины, 447-438 годы до н. э.

В прошлом Британский музей заявлял, что у него скульптурам лучше, так как здесь лучшее оборудование для сохранения мрамора для будущих поколений. Ведь греческие, ассирийские и египетские музеи страдают от протечек и плохой вентиляции. На подобном же основании он вывез к себе недвано коллекции нескольких музеев Украины.

Вместе с тем новость прошлого года о краже 1500 предметов из Британского музея поставили это утверждение под большое сомнение. Конечно, трудно себе представить, что такие большие артефакты можно незаметно вынести из музея, но всё же … прецедент-то есть.

Греция, тем временем, построила ультрасовременную галерею, предназначенную для показа мрамора Парфенона в Афинах. Зал музея Акрополя позволит не только созерцать скульптуры в идеальных условиях хранения, но видеть через окно, где они первоначально стояли на вершине Акрополя.

Фрагмент фриза Парфенона. Афины, 438-432 годы до н. э.
Фрагмент фриза Парфенона. Афины, 438-432 годы до н. э.
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку