9 декабря 2016 г Госдума приняла в окончательном чтении проект государственного бюджета России на следующий период. В отличие от 2015 г, когда бюджет страны был утвержден только на один год, в этот раз Минфин РФ разработал бюджет на три года – 2017 и плановые 2018-2019 гг.
В 2015 г решение об однолетнем бюджете было вызвано высокой волатильностью финансовых и сырьевых рынков. Однако уже в феврале-марте 2016 г правительство решило вернуться к привычному, трехлетнему, планированию главного финансового документа страны. В это раз бюджет был принят фактически только представителями правящей партии Единая Россия, у которой по итогам последних выборов оказалось абсолютное большинство в Госдуме – 342 места. В итоге за принятия бюджета проголосовали 315 депутатов, а против – 99. Оппозиция, в лице КПРФ, ЛДПР и Справедливой России, еще с первого чтения критикуют новый госбюджет, называя его «бюджетом проедания, замирания и выживания».
С момента первого представления, до принятия в третьем чтении, проект бюджета претерпел некоторые изменения. Самой значительной поправкой стало увеличение объема бюджетных кредитов для регионов на 2017-2018 гг со 100 до 200 млрд руб ежегодно. Кроме того, правительство распределило 614.6 млрд руб дотаций регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделило 87.5 млрд руб на приоритетные проекты, и перевела 9.6 млрд руб из закрытой, секретной части бюджета в открытую. Однако, в тоже время, субсидии на создание транспортных средств «с дистанционным и автономным управлением» сократились с 6 млрд руб до 614 млн руб, а эти средства были переведены в категорию закрытых расходов. Всего в бюджете 2017 г было перераспределено более 540 млрд рублей, а в общем на 2017-2019 гг — более 1 трлн руб.
Основные характеристики бюджета, принятого Госдумой, определены исходя из прогноза объема ВВП в размере 86.8 трлн руб в 2017 г (+0.6%), 92.3 трлн руб в 2018 г (+1.7%) и 98.9 трлн руб в 2019 г (+2.1%). Ожидается, что в 2017 г доходы бюджета составят 13.49 трлн руб, а расходы – 16.24 трлн руб. Таким образом, дефицит бюджета составит 2.75 трлн руб или 3.2% ВВП (в бюджете на 2016 г – 2.36 трлн руб / 3%). В дальнейшем планируется снижение дефицита бюджета до 2.2% ВВП в 2018 г и 1.2% ВВП в 2019г. Покрываться дефицит бюджета будет за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Таким образом, Резервный фонд страны в размере 1.15 трлн руб будет исчерпан в 2017 г, а объем средств в Фонде национального благосостояния снизится с 4.89 трлн руб в 2016 г до 3.01 трлн руб в конце 2019 г. Согласно проекту бюджета, ожидается, что курс доллара в 2017 г составит 67.5 руб, в 2018 г – 68.7 руб, а в 2019 г – 71.1 руб. При этом инфляция на протяжении трехлетки будет сохраняться на уровне 4%, а цена нефти — $40 за баррель.
Если рассматривать статьи расходов госбюджета на 2017 г то больше всего будет потрачено на социальную политику — 5.09 трлн руб (+10.2% к 2016 г), экономику – 2.07 трлн руб (-3.6%), оборону – 1.02 трлн руб (-6.4%), безопасность и правоохранительную деятельность — 1.27 трлн руб (-2.1%). На образование потратят 595 млрд руб (+10%), на здравоохранение — 379 млрд руб (-15.6%), а на культуру — 100млрд руб (+9.9%).
Главный экономист и Руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова так прокомментировала новый бюджет:
«Главная тема бюджета 2017 — это в какой степени правительство будет готово придерживаться первоначального жесткого плана контроля за расходами. В 2016 г первоначальный уровень расходов бюджета был заявлен на уровне 16.2 трлн руб, но по итогам корректировок теперь планируется на уровне 16.4 трлн рубл.
Вполне возможно, что корректировки будут характерны и для 2017 г. Единственное отличие в том, что если в 2016 г дополнительные расходы были связаны с выплатой по гарантиям оборонного сектора, то в 2017 г растет риск дополнительных социальных расходов. Необходимость индексаций связана с ростом числа населения с доходами ниже прожиточного минимума, то есть с обеднением электората. Кроме того, тот факт, что бюджет сверстан при консервативном сценарии цен на нефть, 40 долл/барр, означает, что возникающие при текущих ценах дополнительные доходы могут быть потрачены на социальные нужды».