Роботы и тракторы-беспилотники в сельском хозяйстве уже становятся будущим нашей страны, решая насущные проблемы обеспечения кадров в деревне. У любого сельскохозяйственного транспорта, обрабатывающего большие площади, будь-то трактор с плугом, сеялка или комбайн для сбора зерновых, есть одна проблема – человеческий фактор.
Водителей, садящихся за руль, джойстик-манипулятор или ручки управления техникой, хватает. Вот только работа эта скучная и монотонная, а в сезон страды ещё и круглосуточная. Поэтому многие водители-новички вынуждены оставлять её и подыскивать что-то попроще.
Роботизированная система управления для с/х машин
Тема автономного автотранспорта не нова: во многих странах не просто ведутся исследования – немало решений и технологий уже внедрены в серийно выпускаемых машинах. Однако о роботах-комбайнах или автопилотируемых тракторах слышали немногие.
При этом выгоды от использования автономных сельскохозяйственных машин очевидны:
- они могут работать вне зависимости от времени суток;
- туман, плохая погода также – не преграда;
- снижаются затраты на ремонт: ни для кого не секрет, что основной износ – это как раз пуск/остановка техники;
- экономится порядка 15-20% топлива (ГСМ);
- наконец, техника может работать везде, в том числе и в сложных климатических зонах, и в абсолютно необжитых районах.
И всё это не миф, а практические решения и технологии, давно внедрённые в жизнь, в том числе и в нашей стране.
Автономный сельскохозяйственный транспорт за рубежом
Лидирующее место как по объёмам производства driverless-тракторов, так и по количеству реализованных решений занимает заокеанская компания John Deere. При этом компания не только разрабатывает полностью автономные модели, напрочь лишённые даже кабины, а «два в одном».
Компания разработала комплексное решение – программное обеспечение John Deere iTEC Pro, работающее вкупе с системой управления. Оно позволяет имеющийся у вас комбайн, трактор или другую с/х технику сделать автономной, не исключая возможности полного управления человеком. Другие фирмы, Autonomous Tractor Corporation, Fendt, Case IH, хотя и занимаются разработкой конкурентов, значимых результатов пока не добились.
От слов к делу: практическое применение в России
Учитывая, что много веков наша страна была «кормилицей всей Европы», государство не могло оставаться в стороне, оставив всё частному капиталу. Поэтому на Петербургском тракторном заводе состоялось выездное совещание, организованное МинПромТоргом РФ.
Первой ласточкой массового, повсеместного использования данной сельскохозяйственной техники должен стать компактный трактор К-424, оснащённый системой автопилотирования. И хотя это не больше, чем полумера – технология и системы контроля/управления адаптированы под уже существующий, выпускаемый универсальный трактор, который полностью управляется человеком – начало положено. У производителя есть весомый стимул и гарант в лице государства, а значит, и появление остальных моделей не за горами.