Tesla сообщила, что 2020 год стал её первым годом чистой прибыли, однако прибыль получилась не от продажи электромобилей клиентам.
11 американских штатов требуют от автопроизводителей продавать определенную долю машин с нулевым уровнем выбросов. Если они не могут этого сделать, им приходится покупать требуемую квоту (своеобразный экокредит) у другого автопроизводителя, который перевыполняет поставленный норматив, например, у Tesla, которая продает исключительно электромобили.
Это выгодный для Tesla бизнес, принёсший за последние пять лет $3.3 млрд. Полученные в 2020 году регуляторные кредиты в размере $1.6 млрд. значительно перевесили чистую прибыль Tesla в размере $721 млн., что означает, что в их отсутствии компания получила бы чистый убыток в прошлом году.
«Эти парни теряют деньги, продавая машины. Они зарабатывают деньги, продавая кредиты. А кредиты уходят», – говорит CNN Гордон Джонсон из GLJ Research.
Руководство Тесла признает, что оно не может рассчитывать на этот источник денег.
«Это область, которую нам чрезвычайно трудно прогнозировать, – комментирует финансовый директор Tesla Закари Киркхорн. – В долгосрочной перспективе регулятивные кредитные продажи не будут существенной частью бизнеса, и мы не строим бизнес вокруг этого. Вполне возможно, что в течение ещё нескольких кварталов этот источник останется сильным, но, возможно, что это не так».
Если обратиться к другим показателям компании, то можно увидеть, что валовая выручка от автомобильного бизнеса с расходами, связанными с производством электромобилей, составила $5.4 млрд. Денежный поток в размере $2.8 млрд. вырос за последний год на 158%.
Сторонники Тесла говорят, что эти показатели свидетельствуют, что компания наконец-то зарабатывает, после многих лет потерь. Поэтому её акции за последний год так выросли.
Ведущий аналитик и партнер Loup Ventures Джин Мюнстер считает, что «священная война» сторонников и противников Tesla бессмысленна, так как критики слишком много внимания уделяют кредитам. Сам же он ориентируется на валовую прибыль.
«Это опережающий показатель, – комментирует он. – Нет никаких шансов, что General Motors и Volkswagen будут делать деньги таким же образом на своих электромобилях».
Вместе с фантастическим ростом стоимости акций Tesla на 743% в прошлом году, который уравнял её капитализацию со стоимостью 12 крупнейших автопроизводителей, продающих 90% машин мира, надо иметь в виду, что 500 тыс. проданных в 2020 году электромобилей Tesla тонут на фоне 77-миллионного авторынка.
Но у Tesla есть то, что нет у других – быстрый рост. В то время, как остальные производители предпринимают усилия по выходу на предпандемийный уровень, Тесла выросла на 35%, и прогнозирует, что в ближайшие годы будет расти 50% темпами.
Да, компания не сохранит 80-90% долю рынка электромобилей – конкуренция нарастает – но, по мнению экспертов из Wedbush Securities, даже при снижении своей доли компания продолжит расти.
«Мы ожидаем [от Тесла] от 3 до 4 миллионов автомобилей ежегодно в 2025-26 годы, причем 40% этого роста приходится на Китай. Мы считаем, что теперь они находятся на траектории, что даже без кредитов они все равно будут прибыльными», – говорят они.