Чистую прибыль Tesla получает не от продажи электромобилей

Чистую прибыль Tesla получает не от продажи электромобилей

Tesla сообщила, что 2020 год стал её первым годом чистой прибыли, однако прибыль получилась не от продажи электромобилей клиентам.

11 американских штатов требуют от автопроизводителей продавать определенную долю машин с нулевым уровнем выбросов. Если они не могут этого сделать, им приходится покупать требуемую квоту (своеобразный экокредит) у другого автопроизводителя, который перевыполняет поставленный норматив, например, у Tesla, которая продает исключительно электромобили.

Это выгодный для Tesla бизнес, принёсший за последние пять лет $3.3 млрд. Полученные в 2020 году регуляторные кредиты в размере $1.6 млрд. значительно перевесили чистую прибыль Tesla в размере $721 млн., что означает, что в их отсутствии компания получила бы чистый убыток в прошлом году.

«Эти парни теряют деньги, продавая машины. Они зарабатывают деньги, продавая кредиты. А кредиты уходят», – говорит CNN Гордон Джонсон из GLJ Research.

Руководство Тесла признает, что оно не может рассчитывать на этот источник денег.

«Это область, которую нам чрезвычайно трудно прогнозировать, – комментирует финансовый директор Tesla Закари Киркхорн. – В долгосрочной перспективе регулятивные кредитные продажи не будут существенной частью бизнеса, и мы не строим бизнес вокруг этого. Вполне возможно, что в течение ещё нескольких кварталов этот источник останется сильным, но, возможно, что это не так».

Если обратиться к другим показателям компании, то можно увидеть, что валовая выручка от автомобильного бизнеса с расходами, связанными с производством электромобилей, составила $5.4 млрд. Денежный поток в размере $2.8 млрд. вырос за последний год на 158%.

Сторонники Тесла говорят, что эти показатели свидетельствуют, что компания наконец-то зарабатывает, после многих лет потерь. Поэтому её акции за последний год так выросли.

Ведущий аналитик и партнер Loup Ventures Джин Мюнстер считает, что «священная война» сторонников и противников Tesla бессмысленна, так как критики слишком много внимания уделяют кредитам. Сам же он ориентируется на валовую прибыль.

«Это опережающий показатель, – комментирует он. – Нет никаких шансов, что General Motors и Volkswagen будут делать деньги таким же образом на своих электромобилях».

Вместе с фантастическим ростом стоимости акций Tesla на 743% в прошлом году, который уравнял её капитализацию со стоимостью 12 крупнейших автопроизводителей, продающих 90% машин мира, надо иметь в виду, что 500 тыс. проданных в 2020 году электромобилей Tesla тонут на фоне 77-миллионного авторынка.

Но у Tesla есть то, что нет у других – быстрый рост. В то время, как остальные производители предпринимают усилия по выходу на предпандемийный уровень, Тесла выросла на 35%, и прогнозирует, что в ближайшие годы будет расти 50% темпами.

Да, компания не сохранит 80-90% долю рынка электромобилей – конкуренция нарастает – но, по мнению экспертов из Wedbush Securities, даже при снижении своей доли компания продолжит расти.

«Мы ожидаем [от Тесла] от 3 до 4 миллионов автомобилей ежегодно в 2025-26 годы, причем 40% этого роста приходится на Китай. Мы считаем, что теперь они находятся на траектории, что даже без кредитов они все равно будут прибыльными», – говорят они.

Поделиться с друзьями
Subscription