Чувашский музей стал владельцем коллекции национального уровня

Нина Глебовна Дивова — реставратор живописи и икон. Неудивительно, что встав во главе отдела выставок Третьяковской галереи, она стала уделять особое внимание реставрации, и, видимо, её душа реставратора изначально болела не только за судьбу главного собрания русского искусства, но и за шедевры, рассредоточенные по всей России.

Отсюда возник её кураторский проект «Золотая карта России. Живопись XVIII — XX веков из собрания Чувашского государственного художественного музея», открывшийся сегодня в Третьяковской галерее. Он стал рассказом о сокровищах региональных галерей. «Это практически составление каталога ценностей, которыми владеет страна, — говорит Нина Глебовна. — Также это было спровоцировано тем, что если раньше мы передвигались по России и знали об этом, то когда всё это разрушилось, люди ездить перестали».

«Даже специалисты не знают сегодня, что где висит, — вторит ей другой гуру реставрации, глава Центра им. И.Э. Грабаря Дмитрий Леонидович Сергеев — То, что это происходит в стенах Третьяковской галереи, позволяет привлечь внимание как широкого круга людей, так и специалистов к сокровищам, хранимых в регионах России. Это действительно нужно».

Живопись из собрания Чувашского государственного художественного музея показывает пример того, что за сто лет удалось собрать одному из регионов России. Основным поставщиком живописи в музей было государство, отправлявшее туда работы из Государственного музейного фонда и Русского музея, а затем его коллекцию пополнили дары общественных организаций и частных лиц.

Чувашский музей стал владельцем коллекции национального уровня
Работы В. Тропинина

Но шедевры — шедеврами, а Центр им. И.Э. Грабаря сделал выставку Чувашского государственного художественного музея в Третьяковке возможной. Для этого 80 картин (увы, изначально малопригодных для экспозиции) были отреставрированы за очень короткое время. Работая ежедневно до 23 часов, настоящее чудо совершила Надежда Сергеевна Кошкина, заведующая отделом реставрации масляной живописи ВХНРЦ, со своей командой. А затем она пришла на открытие экспозиции и едва узнала плоды своего труда: «Когда держишь картину в руках, отношение к ней свойское, ты её разглядываешь, работаешь с ней. Но когда эти картины вывешены здесь, то это воспринимается совсем по-другому. Это блестящая экспозиция, надо отметить заслугу Нины Глебовны, её видение вещи, цвет стен… Здесь всё прекрасно».

Посетителей Третьяковской галереи, конечно, трудно удивить шедеврами, она ими переполнена, и лишь время от времени понемногу открывает свои запасники в рамках новых выставочных проектов. Но вещи из собрания Чувашского музея оказались весьма любопытными для специалистов (многие пришли на открытие выставки), и даже неожиданными

Среди экспонатов из Чувашии можно увидеть работы старых русских мастеров и относительно новые вещи художников XX века. Например, прекрасен портрет сестры Тропинина Анны, очаровательна работа художников Лагорио и Куприна (их произведений выставляется не так много), по-новому раскрывает Петрова-Водкина его «Семья кочевника». Ценители русского искусства будут рады расширить свои знания творчества Поленова, Куинджи, Перова, Левитана, Серебряковой.

Но особенно радует, конечно, сама благородная идея знакомства с региональным музеем и его прекрасной коллекцией, которая позволит жителям Чувашии в дальнейшем видеть в своём музее прекрасно отреставрированные работы. После окончания выставочного проекта Третьяковки картины вернутся в Чувашию, но региональная выставка уже будет всецело посвящена реставрации.

Поделиться с друзьями
Subscription