С 21 декабря 2016 по 26 марта 2017 в Большом Петергофском дворце открылась выставка, посвящённая моде конца XIX – начала XX века, носящая название «Как одевался Великий немой». Вдохновителями стиля костюма и аксессуаров того времени часто были актёры немого кино: Вера Холодная, Вера Каралли, Софья Гославская.
70 предметов вечернего, свадебного и выходного гардероба светской дамы и её кавалера: пелерины, накидки, тальмы, сорти-де-баль, аксессуары, смокинги и визитки объединены кадрами из немого кино. В Тронном зале дворца располагается кинотеатр, демонстрирующий один из фильмов изобретателей кино братьев Люмьер в напоминание о том, как в 1896 году сам Люмьер показывал своё творение Николаю II и его двору.
Коллекция, с которой ГМЗ «Петергоф» знакомит своих посетителей, это собрание петербургского коллекционера Натальи Анатольевны Костригиной. Владелица сокровищ любезно согласилась рассказать о коллекции культурно-политическому журналу «Э-Вести».
ЭВ: Наталья Анатольевна, скажите, пожалуйста, что побудило Вас собрать коллекцию костюмов эпохи немого кино?
Костригина Н.А.: Моя коллекция «Дамский городской костюм середины 19 начала 20 века» — это собрание костюмов не именно периода немого кино, а в том числе и периода немого кино. Мы храним платья и другие предметы дамского гардероба, которые бытовали и до появления немого кино… Другое дело, что 20 декабря в Большом дворце ГМЗ «Петергофа» открылась потрясающая выставка «Как одевался великий немой?», посвященная немому кинематографу. И в этой яркой, замечательной выставке участвуют 70 предметов исторического костюма из моей коллекции. Именно эти 70 визитных, свадебных, прогулочных нарядов рассказывают зрителям как одевался «великий немой» на заре российского кинематографа.
Что побудило меня 20 лет назад начать коллекционировать предметы одежды красавиц Имперского Петербурга?! Случай. Он оказался счастливым, ведь удалось составить коллекцию из 450 экспонатов.
ЭВ: Насколько точно воспроизводили модницы образы кино?
Костригина Н.А.: Поначалу первые звезды немого кино снимались в своих собственных платьях, либо шили специально у своих портных новые, но именно свои и для себя. Позже уже художники по костюму заказывали определенные платья, точнее раскрывающие характер персонажа кино. Конечно, модницы хотели быть похожими на любимых звезд немого кино и заимствовали фасоны и детали одежды. Насколько точно? Как и мы сегодня заимствуем то, что понравится: цвет, фасон, детали.
ЭВ: Модницы того времени чаще заказывали у модельеров повторения образов, увиденных в кино, или все же хотели эксклюзивный дизайн?
Костригина Н.А.: Я думаю, модные журналы из Парижа, Лондона и, конечно Санкт-Петербурга играли свою роль. Всегда хотелось быть модной и знать о новинках. На Невском работали модные магазины, галантерейные лавки, где регулярно обновлялся ассортимент. Вы всегда могли купить модную шляпку, французский веер и шелковые туфли. В Имперском Петербурге современникам были известны модницы из высших кругов, на которых все равнялись. Или, не дай Бог, прийти на бал в платье похожем на платье известной светской львицы, да ещё и точно также декорированном. Так что все старались придумать и внести в костюм что-то особенное – тип ткани, цвет, кружева, вышивки и прочее. Однако, в начале серебряного 20 века нужны были яркие образы из кино. И они были.
ЭВ: Знаете ли Вы о владелицах тех платьев и аксессуаров, которые храните?
Костригина Н.А.: Из художественной литературы, кино, живописных портретов я прекрасно представляю образ женщины, чьи наряды я храню так бережно уже многие годы. Социальный класс, денежный достаток, расписание дня, род занятий, увлечения – все это можно себе представить. Но точные имена, год рождения и подробности жизни модниц 19-го 20-го веков, хозяек наших нарядов, до нас не дошли. Правнучки и праправнучки достали красивые вещи с чердаков и чуланов, но никто в семье не знает, кому они принадлежали и вообще как они попали в кладовые.
Правда, есть несколько исключений: в коллекции хранится белое батистовое платье на розовом подкладе. Его историю в семье знали и оставили нам воспоминания. Однажды в 1914 году две молодые красивые девушки-сестры отдыхали летом в Одессе. На память о счастливых летних днях, о молодости и море купили одинаковые платья: одно на розовом, другое на голубом подкладе. В тяжелые дни после революции одна из сестер венчалась в этом платье, так как сшить новое не было никакой уже возможности. Это платье передавалось в семье из поколения в поколение. За каждым нарядом есть таинственная история, но мы их часто не знаем, к сожалению.
ЭВ: Имеются ли в Вашей коллекции оригиналы, принадлежащие актерам немного кино?
Костригина Н.А.: Скорее всего, имеются. Но доказать это мы пока не можем.