Как сообщила пресс-служба Министерства промышленности и торговли, 15 мая 2018 года было заключено два специальных инвестиционных контракта (сокр. СПИКа) в области автомобильной промышленности. Международные участники этих договоров — Daimler и ISUZU, тем самым продлили истекающие обязательства по промсборке своих автомобилей в России, но на новых условиях.
Первый договор — это модернизация российского производства и ассортимента, выпускаемого совместным предприятием Даймлер-КамАЗ (бренды Mercedes-Benz и КамАЗ). Третьей стороной соглашения здесь стал Минпромторг. Второй договор — производство шасси для брендов УАЗ и ISUZU на заводе Соллерс в Ульяновской области.
Как пояснил читателям «Э-Вести» Ведущий специалист отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрий Плеханов: «Можно сказать о том, что СПИК — это новый инструмент, актуальный прежде всего для автомобильной промышленности в связи с тем, что подходят к концу прежние договорённости в рамках промышленной сборки. В тех соглашениях автопроизводители брали на себя некоторые обязательства по локализации производств продукции, нужной России с точки зрения новых технологий.
Этот режим — режим промышленной сборки — заключался до вступления России в ВТО, и затем выяснилось, что он содержит противоречия с подписанным соглашением. После его заключения больше нельзя предъявлять такие требования к иностранным компаниям. Поэтому стороны договорились, что заключенные договора будут действовать только в течение переходного периода, который подошел к концу.
К этому моменту разработали новые инструменты, в том числе СПИКи, для продолжения работы в России иностранных компаний и дальнейшего доступа к их технологиям. Но эти инструменты уже не вступают в противоречие в соглашениями ВТО. Также в них делается больший акцент на конкретные проекты — используется проектный подход. Важно и то, что режим в новых «соглашениях о промсборке» сохраняется только до определенного момента».
К сожалению, детали СПИКов Isuzu и Daimler могут раскрыть только участники соглашения. Привилегии, получаемые компаниями на федеральном и региональном уровнях, оговариваются индивидуально. «Это коммерческий вопрос, — поясняет Дмитрий. — Я не думаю, что будет много информации об этих соглашениях. Мы увидим суть этих договоренностей только через несколько лет, по мере того как они будут реализованы». И тем не менее, эксперт уверен, что новые соглашения будут эффективнее прежних в плане локализации и развития технологий: они более конкретны в плане параметров локализации, и в них точнее прописаны обязательства производителей.