Ах, эта пандемия коронавируса! Как много планов она нарушила или отсрочила, в том числе, она внесла коррективы в жизнь музейного сообщества. Бизнесмен и меценат Давид Якобашвили, обсуждающий с властями Монако и Франции создание своего нового музея на границе двух стран, был вынужден перенести свою встречу с министром культуры Франции на более поздний срок — важные детали старта проекта пока не будут согласованы, и, соответственно, появление музея немного задержится.
Г-н Якобашвили планирует создать музейное пространство под землёй, на территории около 4’000 кв. метров, где собственно выставочное помещение займёт 2’000 кв метров. В основу нового музея, названием которого Давид Михайлович пока не поделился, ляжет его коллекция французского стекла, а также камнерезки, бронзовые (Трубецкого, Лансере и других), серебряные и мраморные предметы, экспонаты в стилях арт-деко, ар-нуво, знаковые образцы русского прикладного искусства. В коллекции, которая послужит началом нового культурного проекта Давида Якобашвили, по словам основателя, «есть красивые предметы, созданные для подарков великим мира сего».
Новый музей не заменит Музей Собрание на Солянке, и даже не затмит его. По признанию мецената, он будет «не такого объёма, как в России, где на территории 5’000 кв. метров выставляется 3’000 предметов. И нам не хватает».
Когда заработает новый музей — будет ясно после окончания пандемии. Конкретных прогнозов относительно её завершения Давид Якобашвили не даёт, и комментирует происходящее в довольно мрачных тонах: «Потеря для мира будет страшной. С каждым днём всё тяжелее вернуться назад. Выход будет очень долгим». По его мнению, выход из пандемии и экономическое положение народа будет зависеть от государственной поддержки: «Выход будет очень долгим, и все понесут огромнейшие убытки. Я не знаю, как можно будет это выдержать. Это всё потребует определённых средств. Государство тоже должно об этом подумать. Если ты должен заплатить налоги, осуществить кадастровые платежи, то, чтобы расплатиться, потребуется увеличить свой доход в два раза за короткое время… Тут надо хорошенечко просчитать, чтобы принимать конкретные решения на уровне конкретного города, губернии… Это может вызвать недовольство. Почему Трамп сегодня сохраняет покупательную способность граждан? Если её не будет – экономика не будет работать».
Но, несмотря на тяжёлые времена, стратегически Давид Михайлович твёрдо намеревается продолжить начатый проект, и действующий московский проект, конечно, тоже. «Культурная жизнь будет продолжаться, — говорит он. — Наш музей занимается реставрацией – она требует ежедневного внимания. Это живые механизмы, которые не терпят состояния покоя. Здесь всё, как в жизни у людей».
Во время самоизоляции музей «Собрание», как и многие культурные учреждения России, осуществляет онлайн-проекты для взрослых и детей и ждёт открытия своего пространства.