«В 2020 году в мире насчитывается более 4 миллионов электромобилей, — рассказала культурно-политическому журналу «Э-Вести» глава пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина. — Лидером по доле рынка является Норвегия – почти 30% автопарка страны составляют электрокары. Это стало возможным благодаря тому, что владельцы электрокаров в этой стране имеют ряд преимуществ и субсидий от государства: налоговые льготы, бесплатные передвижения по платным дорогам и парковку, возможность езды по полосам общественного транспорта».
В России доля продаж электротранспорта находится на уровне арифметической погрешности, чему способствуют как отсутствие господдержки, так и недостаточный спрос на такие автомобили.
«В России сейчас эксплуатируется более 4.5 тысяч электромобилей, что составляет менее 0.1% автопарка страны, — говорит Анна. — Недостаточная развитость инфраструктуры для электрического транспорта, отсутствие отечественных производителей экономичных аккумуляторов, а также преференций от государства для владельцев электрокаров тормозят переход на экологический транспорт в России.
Чтобы повысить спрос на электротранспорт в 2020 году, планируется введение льгот для владельцев электрокаров. Речь идет о тех же мерах, что используются в Европе: бесплатная парковка и проезд по платным трассам, разрешение на езду по выделенным полосам и отмена транспортного налога. Кроме того, предусмотрено субсидирование автоконцернов для производства электрокаров и преференции для них. Запланированные меры могут привести к росту продаж, но в краткосрочной перспективе больших объемов там не будет, пока это штучные продажи.
Пока господдержка только в планах на будущее, спрос на электромобили в России продолжает снижаться. Только 14% россиян готовы рассмотреть электрокар как альтернативу обычному авто, в связи с чем продажи автомобилей на заряде за январь-май 2020 года составили всего 92 единицы, что даже меньше, чем в прошлом году».
К таким выводам компания «Автоспеццентр» пришла в результате подробного исследования спроса на электромобили среди своих клиентов. Опросив 760 из них, аналитики выяснили, что такой спрос есть только у 14% потенциальных покупателей. И это несмотря на то, что большинство опрошенных — молодёжь, отслеживающая европейские тенденции экологичных технологий и сочувствующая им.
31% респондентов прямо указали на то, что электротранспорт в России — это слишком дорогое удовольствие (от 2.5 миллионов рублей при сроке службы 3-4 года до замены батареи в половину стоимости авто). А 49% уверены, что это слишком неудобно, особенно вне Москвы. Ведь даже в столице на данный момент число заправочных станций для электромобилей едва достигает 100 единиц.
Таким образом, затягивание решения по стимулированию спроса на электромобили и обеспечению их инфраструктуры привело к тому, что Россия на фоне мирового тренда осталась на обочине и будет пребывать на ней в обозримой перспективе. А США, Европа и Китай в основном заменят свой автопарк на более экологичный до 2030 года.