«Идея была в том, чтобы рассказать о настоящем доме Пушкина, о его квартире, — признаётся директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев. — В прежней постоянной экспозиции было больше вопросов, чем ответов. Мы изучали архивы, как жили в 1820-1830е годы дворянские семьи, и поняли, что эта квартира абсолютно стандартная. Здесь зала, гостиная, столовая, мужская и женская половины, кабинет, рядом с которым могли располагаться бильярдные и курительные».
Арбат, 53 был уютным и до реставрации. Однако обновление сделало этот дом ещё ближе сердцу всех поклонников поэта, ещё более значимым для нас. Акцент был поставлен на максимально возможном воссоздании обстановки и атмосферы, в которой Пушкин обрёл счастье с молодой женой.
18 февраля 1831 года 32-летний поэт привёл в съёмную квартиру в доходном доме Хитрово юную красавицу — Наталью Гончарову. В Москве бушевала холера, но это не остановило молодых: они арендовали квартиру за 2000 рублей на полгода, обустроили её и разместили около 20 человек прислуги. Пушкин имел выезд и через некоторое время принялся вывозить молодую жену на балы.
В день венчания на Арбате царило веселье, на званом свадебном ужине гости чествовали супругов и совсем скоро они зажили открытым домом. Благо, что многие из друзей жили неподалеку от них.
Как себя чувствовала молодая жена в первые дни брака — остаётся загадкой и в наши дни. Однако жемчужина обновлённой экспозиции — гравюра Аполлинария Васнецова, показывает, как выглядел дом на Малой Никитской, где жили обедневшие родители Натальи Н.А. и Н.И. Гончаровы. До свадьбы Наталья Николаевна ютилась с родителями, сестрами и слугами в доме в три окна с мезонином, а после 16-летняя хозяйка приехала в удобную и просторную квартиру. Перевозка вещей молодой супруги заняла неделю, и с конца февраля она начала принимать гостей.
Пушкин уже перевёз свои вещи в ожидании жены. В доме на Арбате 17 февраля он провёл свой мальчишник; к тому моменту гостиная была обновлена и щёгольски отделана. Среди двенадцати гостей — Лев Пушкин, Денис Давыдов, Николай Языков, Евгений Баратынский, Пётр Вяземский с сыном Павлом (по воспоминаниям которого воссоздана гостиная), Иван Киреевский, Алексей Елагин, Алексей Верстовский и Павел Нащокин. Все вспоминали, что Александр Сергеевич прощался с бурной молодостью и был настроен на минорный лад.
Сегодня в гостиной красуется знаменитый портрет Жуковского, на котором написано: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Его А.С. Пушкин получил от Василия Андреевича в 1820 году, и портрет к моменту женитьбы был далеко не единственным предметом имущества поэта. Главным его богатством была библиотека, которую Пушкин любовно собирал и которую до обретения собственного гнезда был вынужден хранить по частям у друзей.
В обновленной экспозиции мы видим прижизненные издания русского гения, которыми гордится музей. Также мы узнаём, какой облик Пушкина видели его европейские друзья — представлена копия с портрета Василия Тропинина, которая была написана матерью Сергея Соболевского, женой близкого друга Пушкина Елагина. Его Соболевский показывал в Европе, чтобы светоча русской культуры знали в лицо.
Гостиная Пушкина предстаёт перед нами аутентичной, «оклеенной диковинными обоями под лиловый бархат с рельефными набивными цветочками», и это далеко не единственное новшество, которое стало доступно взору посетителей после реставрации.
Обновлены приёмная, воссозданы мужская и женская половины квартиры. Последняя расширилась и фактически появилась заново вместо технической комнаты там, где в 1830е годы был будуар первой красавицы Москвы.
В будуаре Пушкиной можно найти шахматы — одну из любимых настольных игр Натальи Николаевны, и мемориальные серьги, принадлежавшие ей. Последняя княгиня Мещерская — Екатерина, в начале 1990х годов передала в дар Раисе Горбачевой для советского Фонда культуры. До этого серьги хранились в семье как реликвия, поскольку были подарены вдовой Пушкина на свадьбу прабабушке княгини.
На своей половине Наталья Николаевна принимала гостей — маменьку, сестер, подругу Екатерину Долгорукую и других. Из неё она выходила в спальню, куда из её половины вела дверь, как и из половины поэта. «Никто не должен быть принят в нашей спальне, — напишет Пушкин жене. — Это дело семейственное».
В соответствии с завещанием поэта, посетитель сегодня не может увидеть брачную постель. Спальня закрыта перегородкой — ширмой, и никто не может заглянуть за неё.
Также в ходе реставрации Дома Пушкина на Арбате была восстановлена буфетная, необходимый атрибут дворянского дома, расположенный рядом со столовой. Здесь стояли кадушки с горячей и холодной водой, которые приносились из колодца и подогревались на кухне. Здесь стояли самовар и посуда, сюда из кухни во дворе приносили и поднимали по черной лестнице приготовленные блюда, раскладывали их, и уже из буфета официанты брали яства и через служебную дверь вносили их многочисленным гостям молодоженов.
Пушкины держали щедрый, хлебосольный дом. Эта деталь станет очевидна всем, кто посетит обновлённый Дом Пушкина на Арбате. Но главное, каждый посетитель прочувствует знаменитые пушкинские слова: «Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь».