Десять лет поисков дома, где Уильям Шекспир творил «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», и «Ромео и Джульетта», увенчались успехом. Почему это важно? Джеффри Марш, историк театра из Музея Виктории и Альберта, уверен, что неординарные соседи поэта могли побудить драматурга к созданию его шедевров.
Эта история началась десять лет назад, в августе 2008 года, когда на раскопках Нью Инн Бродвей (северо-восточнее Лондонского Сити) археологи обнаружили восьмиугольный фундамент Елизаветинского театра, в котором Шекспир ставил свои первые пьесы, пока в 1599 году не построил собственный театр Глоуб на берегу Темзы. Джеффри Марш тогда загорелся идеей найти дом, где жил и творил свои ранние произведения английский драматург.
Точный адрес дома до сих пор не был известен театроведам. Ранее было установлено, что Шекспир жил в центре Лондона и, согласно записям 1597/98 годов, являлся налогоплательщиком прихода Святой Елены (район нынешней станции Ливерпуль-стрит).
Несмотря на вольную орфографию того времени, которая сильно затрудняла расшифровку и интерпретацию документов, Марш проанализировал множество архивных записей начиная с 1550-х годов и выяснил, что Шекспир жил в доме с видом на церковный двор храма Святой Елены. Он арендовал его у Гильдии Кожевников. Сейчас по этому адресу (35 Great St Helen’s) находится офисное здание.
«Место, где Шекспир жил в Лондоне, дает нам более полное понимание его окружения в жизни и работе», – говорит Марш. «Буквально через несколько лет после переезда из Стратфорда он поселился в одном из самых богатых приходов Лондона, рядом с влиятельными общественными фигурами, богатыми международными купцами, врачами и профессиональными музыкантами».
Жизнь в этом районе повышала статус Шекспира, который строил свою карьеру, планировал получить семейный герб и купить дорогой дом в Стратфорде, добавляет историк.
Кроме того, Джеффри Марш считает, что такие пьесы, как «Макбет», «Король Лир» и «Как вам это понравится» могли быть основаны на общении Шекспира с соседями. Это также объясняет, почему место действия многих пьес – страны, где автор никогда не бывал. Например, одним из его соседей был доктор Эдвард Джорден, учившийся в Италии и участвовавший в знаменитом суде над ведьмами (Дело Мэри Гловер). Другой сосед – богатый доктор Питер Тернер — учился в Гейдельбергском университете в Германии. Беседовали ли они с Шекспиром — утверждать сложно, но точно виделись, потому что «в то время все должны были ходить в приходскую церковь каждое воскресенье, это был закон», – говорит Марш.
Исследование также показывает, что Шекспир знал ещё одного соседа — музыканта Томаса Морли, с которым, как полагают, он сотрудничал при написании песни «Как вам это понравится» (As You Like It).