Джозеф Штиглиц предрёк победу национализма в политике и экономике

Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Штиглиц в последние дни сделал ряд выступлений, в которых обрисовал ситуацию в мировой экономике и политике, вызванную пандемией нового коронавируса. В числе прочего, подводя итог завершившемуся 50-летнему этапу глобализации, он нарисовал картину будущего мироустройства, рассказав миру о том, какие выводы сделают политики из сложившейся ситуации.

Оценка происходящего из уст знаменитого американского экономиста выглядит довольно мрачной. «Мир и в прошлом подвергался пандемиям, — говорит он. — Но последняя из глобальных катастроф — эпидемия испанского гриппа, поразила совсем другой мир, чем сегодняшний. В наши дни мировая экономика бесконечно сложнее, интегрированнее, чем столетие назад. Специфика этого кризиса заключается в том, что мы наблюдаем настоящий обвал как спроса, так и предложения. Поэтому и правительства отреагировали на пандемию в масштабе, который был прежде немыслим в мирное время».

Пандемия, по словам учёного, высветила две основных проблемы современного мира — проблему неравенства и проблему чрезмерного глобализма в экономике. И эти проблемы теперь всё-таки придётся решать политикам, уйти от не удалось и больше не удастся.

Что касается проблемы неравенства, то коронавирус повлиял на общество непропорционально — в первую очередь, он сразил бедных и больных, которые оказались самыми незащищёнными перед лицом как самой болезни, так и её экономических последствий. «Самое поразительное, — говорит Джозеф Стиглиц, — что стало ясно, как плохо мы оплачиваем важный для общества труд, и как плохо мы обращаемся с необходимыми для нас категориями работников». «Возможно, чрезвычайные выплаты отдельным лицам, которые сделали в период эпидемии многие правительства — это путь к всеобщему базовому доходу», — заключает он, выражая надежду на то, что всеобщая беда поможет решить проблему неравенства в будущем экономическом устройстве мира.

Не выдержал испытаний и глобализм, открытые границы в современном мире с его глобальными цепочками поставок оказались слишком уязвимыми как для развитых, так и для развивающихся экономик. Странам отныне придется стремиться к лучшему балансу между использованием преимуществ глобализации и необходимой степенью самообеспеченности. «Теперь границы действительно имеют значение… Коронавирусный кризис стал мощным напоминанием о том, что основной политической и экономической единицей по-прежнему является национальное государство… Экономическая глобализация в таком масштабе была несвоевременной — она намного опередила политическую глобализацию», — говорит учёный и обрушивается с критикой на экономистов, с презрением относившимся прежде к проводимой некоторыми странами политике продовольственной или энергетической безопасности. Результатом перехода к национализму в экономике станет то, что цепочки поставок станут менее глобальными.

В результате пандемии возобладает экономический национализм — правительства будут закрывать свои собственные экономики от остального мира. Это повлечёт за собой создание новых международных институтов, которые дадут возможность осуществлять национальную политику и лучше распределять риски между странами. Тех, которые станут действительно солидарными в условиях беды с национальными проблемами. «Атмосфера военного времени снова исчезнет, но эти новые институты сохранятся», — говорит Джозеф Штиглиц.

В целом, высказывания Нобелевского лауреата по экономике приводят нас к мысли о том, что волей-неволей правители разных стран во время пандемии нового коронавируса были вынуждены обратиться к своему населению (национализм означает именно опору на собственные ресурсы), и этот тренд — защищать в первую очередь своих, рассчитывать на них — сохранится в «послевоенном мире». Насколько прав Штиглиц, и насколько то, что он говорит, относится к России — увидим.

Поделиться с друзьями
Subscription