В Западном крыле Новой Третьяковки 18 июня 2024 года открылась фотовыставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом», одним из авторов которой стал известный театральный режиссер Эдуард Бояков. На открытии экспозиции он подчеркнул, что проект не имеет прецедента в новой России — современная монастырская жизнь не является предметом исследования деятелей искусства, в то время как наша страна уникальна с точки зрения значения, которое в ней сохраняют монастыри.
Несколько миллионов верующих ежегодно совершают паломничество по русским монастырям. Сотни тысяч привлекают крупнейшие из них, такие как Дивеево или Валаам. Эдуард Бояков уверен, что привлекательность наших святынь необходимо повышать — для этого он поделился с посетителями Третьяковки своим художественным впечатлением от мощи и красот наиболее близких ему монастырей России.
Мы привыкли к тому, что монашеская обитель — уединённый уголок, где жаждущий утешения может обрести его, приобщиться к молитве и найти духовный покой в окружении монастырской братии. Эдуард Бояков представляет её как «антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей, между Святой Русью и убогим материализмом», и формулирует «десять духовно-геополитических заповедей» для десятка наиболее примечательных монастырей.
Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Дивеевский, Кирилло-Белозерский, Верхотурский, Посольский, Псково-Печерский, Абалакский, Костомаровский и Соловецкий монастыри — вот объекты выставочного эксперимента Эдуарда Боякова.
Он не предлагает нам поэтики уединения, тихой мелодии молитвы или романтики монастырской жизни. Духовные центры России возникают на монументальных фотоработах Михаила Розанова, выполненных в чёрно-белых тонах. Лишенные цветов, монастыри красуются своими архитектурными формами — это скорее форпосты, заботящиеся о духовной обороне страны, где каждый представлен уникальным аспектом обороноспособности.