Свергнутый руководитель автомобильного альянса Renault-Nissan Карлос Гон подтвердил, что он бежал из Японии в Ливан, объяснив это тем, что он не хочет быть жертвой сфальсифицированного правосудия. Побег оказался как нельзя кстати для японской стороны.
Внезапный побег Карлоса Гона стал новым драматическом поворотом в скандале, который потряс мировую автомобильную промышленность и поставил под угрозу альянс Nissan с его главным акционером Renault.
«Я сейчас нахожусь в Ливане и больше не буду заложником фальсифицированной японской судебной системы, где предполагается вина, свирепствует дискриминация и отрицаются основные права человека», – заявил Гон во вторник.
«Я не бежал от правосудия – я избежал несправедливости и политических преследований. Теперь я наконец могу свободно общаться со средствами массовой информации и с нетерпением жду начала следующей недели».
Как Гон смог бежать пока неизвестно. Ведь выйдя под залог рекордной для Японии суммы в $9 млн., он сдал все свои паспорта и находился под строгим надзором японских властей. Один из его адвокатов Дзюнъитиро Хиронака рассказал, что узнал о побеге из новостей, заметив, что это был «непростительный поступок». Известно только, что он прибыл в Ливан из Турции на частном самолёте под чужим именем.
Гон, родившийся в Бразилии, имеет ливанское происхождение и вырос в Бейруте. Он сохранил тесные связи со своей исторической родиной и имеет здесь огромную популярность. В Ливане была выпущена даже почтовая марка с его портретом. Здесь же в его поддержку установлены плакаты «Мы все Карлос Гон».
Свержение
История судебного преследования началась год с лишним назад, когда 19 ноября 2018 года частный самолет Гона приземлился в токийском аэропорту, и его арестовали. Ему предъявлены четыре обвинения, которые он отвергает, включая сокрытие доходов и присвоение средств.
В тот же день Nissan снял его с поста председателя правления компании. Однако Renault и основной его акционер – французское правительство – не спешило отстранять его от руководства. Это случилось лишь в конце января 2019. Тем не менее, он продолжает пользоваться поддержкой французов. Так буквально в это воскресенье Министр финансов Франции Бруно Ле Майр заявил, что ему еще предстоит увидеть доказательства, подтверждающие обвинения в злоупотреблениях.
Гон говорит, что он стал жертвой заговора совета директоров Nissan, стремящегося разрушить связи между японским автопроизводителем и его крупнейшим акционером Renault, председателем которого был Гон.
Однако, учитывая роль судебной машины в преследовании Гона, которая подвергла его 8-часовым допросам без допуска адвокатов и длительному аресту без предъявления обвинений, создается устойчивое впечатление, что Гон стал мишенью Японского правительства, не желающего отдавать Nissan под контроль иностранцев.
Токио заявляет, что Гон не является жертвой судебной дискриминации, что такова система уголовного правосудия в стране, и с Гоном обращаются так же, как с любым другим подозреваемым.
В марте 2019 Гон был выпущен из тюрьмы под залог в 1 млрд. иен ($9 млн), что является самым высоким залогом, когда-либо установленным в Японии. По решению окружного суда Токио его передвижения и возможности общения были ограничены, чтобы предотвратить побег и фальсификацию доказательств.
Адвокаты Гона попросили суд снять все обвинения, указывая на сговор прокуроров с правительственными чиновниками и менеджментом Nissan с целью смещения Гона, чтобы заблокировать любое поглощение Renault.
Спаситель Nissan
Карлос Гон начал свою карьеру в 1978 году в Michelin, производящей автомобильную резину. Затем в 1996 году он перешёл в Renault, где заслужил прозвище «убийца расходов». В 1999 году после образования альянса Renault-Nissan он был назначен на должность директора по производству Nissan. Подвергнув компанию жёстким мерам сокращения расходов, реорганизации производства и управления, он в короткий срок спас японского автопроизводителя от грозящего ему банкротства. После столь блистательной победы он стал настоящим гуру в автомобильной отрасли. В 2017 году он ушёл с поста главы Nissan, оставаясь председателем совета директоров компании, а в 2018 при попытке провести слияние с Renault его арестовали.
Обвинения
Японские прокуроры утверждают, что члены совета директоров Nissan Карлос Гон и Грег Келли сговорились занизить отчёт о $88 миллионах заработков Гона в компании с 2010 по 2015 годы примерно на половину.
В частности, в финансовых отчётах не была указана компенсация Гону за пять лет, связанная с ценой акций компании, в размере 4 млрд. иен ($37 млн) и ежегодные компенсации в размере 0.9-1.3 млн. долларов от зарубежных дочерних компаний.
Изъятие этой информации из японских нормативных документов объяснялась тем, что это отсроченная компенсация по выходу на пенсию. Келли утверждает, что такая же схема обсуждалась и для других руководителей компании.
Кроме того, Гона обвиняют в том, что он использовал деньги компании в личных целях. Миллиарды иен, которые Nissan заплатил за покупку и ремонт недвижимости Гона в Амстердаме, Бейруте, Париже и Рио-де-Жанейро, также не были отражены в биржевых документах компании. В дополнение к этому, СМИ сообщают о сотнях тысяч долларов, потраченных Гоном на семейный отдых и в виде зарплаты его старшей сестре.
Надо заметить, что сам Гон не давал никаких публичных комментариев по поводу этих обвинений. Видимо они последуют после новогодних праздников.
В любом случае есть ощущение, что пока побег Гона оказался весьма выгоден японской стороне. Возможно, она его и организовала. Nissan освободилась от влиятельного лидера, продвигавшего слияние с Renault. А японские власти избавились от внимания и вопросов международной общественности к её системе правосудия и адвокатуры.
Renault потерпела двойное поражение. Во-первых, с уходом Гона она утратила былое влияние на Nissan. Во-вторых, она лишилась возможности стать автомобильной компанией №1 в мире, после того как мятежный Nissan воздержался поддерживать слияние альянса с Fiat Chrysler в этом году.
Карлос Гон получил «свободу», но только в тех странах, с которыми у Японии нет договора о выдаче обвиняемых и преступников.