Министерство культуры России планирует создать единую базу экспертов и экспертиз. Основная цель, которую ставит Минкульт при осуществлении проекта – сделать экспертов по историко-культурным ценностям ответственными за проведённые ими экспертизы.
Государственная историко-культурная экспертиза – это оценка специалистом объекта культурного наследия и условий его сохранения. Она проводится для включения его в реестр культурных памятников, изменения категории памятника в реестре или для определения этой категории, а также с целью установления требований к месту расположения памятника (земле).
Эксперт при этом должен быть независимым, компетентным с научной точки зрения, заботиться о сохранности и безопасности памятника. Заключение эксперта – акт с результатами исследования.
Владимир Цветнов, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства, выступил на коллегии с предложением по созданию двух подсистем при реестре культурного наследия РФ (Единого государственного реестра объектов культурного наследия, АИС ЕГРОКН):
- «Государственная историко-культурная экспертиза» для аттестации экспертов, учёта и хранения их экспертиз;
- «Контрольно-надзорная и лицензионно-аттестационная деятельность» для аттестации специалистов, лицензирования их деятельности и организации проверок.
Любой эксперт по историко-культурным ценностям при внедрении системы будет обязан зарегистрироваться в ней, вносить туда экспертизу и ставить свою электронную подпись. Последняя исключит подделки экспертиз и не даст возможности эксперту отказаться в дальнейшем от проведённой им экспертизы. На данный момент существует проблема ответственности экспертов, расхождения в их подписях в договорах и заключениях.
Введение электронного документооборота позволит также создать единую базу данных экспертов, реставраторов и экспертиз, ускорит процесс рассмотрения документов.
Источник: Russian ministry of culture