Правительство России подготовило законопроект о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. По причине того, что этот налог добавляет ставку к цене товаров, его очевидно предстоит платить людям. Но каковы последствия решения для бизнеса и экономики в целом?
Мы обратились за разъяснениями к экспертам — главе московского офиса Quorus GmbH Максиму Мезенцеву и Генеральному директору УК БКС Игорю Кобзарю.
ЭВ: Максим, скажите, пожалуйста, как повлияет рост НДС на экономику и инвестиции?
Максим Мезенцев: По моему мнению, хотя правительство показывает, что эта нагрузка в первую очередь ляжет на бизнес, но на самом деле она в конечном счете ляжет на конечного потребителя. Все мы понимаем, что НДС – это налог, который ложится на товар. Он не особенно замечается обычным человеком, но любой товар, который Вы покупаете, содержит НДС.
Для обывателя это приведет к росту цен на все. Это похоже на ситуацию с бензином, только там не НДС, а акцизы. Почему у нас цена на бензин постоянно растет? Потому что растут акцизы. Мы их не видим, но они увеличиваются для тех компаний, которые продают бензин, это вызывает рост бензина. Недавний скачок цен на топливо вызван как раз ростом акцизов.
Соответственно, увеличится налоговое бремя на граждан, и ими повышение НДС будет рассматриваться негативно. С точки зрения экономики, для государства 2% — это, конечно же, огромный приток дополнительных денег. Что касается инвестиций, то рост НДС на них принципиально не повлияет. Кто выиграет от этого – зависит от того, куда пойдут средства. Налоги должны расходоваться на улучшение жизни государства в целом. Если они будут использоваться в этих целях, то это будет позитивным моментом.
Негативный момент нововведения – это то, что вырастут налоги, и это коснется всех. Когда говорят, что это повлияет только на коммерческий сектор, на предпринимателей и бизнесменов – это далеко не так. Это, к сожалению, повлияет на всех. Через некоторое время все свыкнутся с мыслью, что НДС 20%, а не 18%. Мы везде слышим, что в России одни из самых низких налогов. Да, 18% НДС это не так уж много. Будем надеяться, что при вступлении законопроекта в силу останутся хотя бы те льготы на НДС, которые уже имеются, потому что у нас не всегда же была ставка 18%… Правительством должен быть найден баланс.
Надо заметить, что пока это не вступило в силу. Законопроект еще не принят, его рассмотрение будет 3 июля. Еще все может поменяться, как в лучшую, так и в худшую сторону. Надо ждать окончательного решения.
Игорь Кобзарь: Эффект для экономики будет некритичный. В целом это, конечно, приведет к увеличению налоговой нагрузки и к небольшой инфляции. Это будет скорее негативный момент, но эффект от него небольшой, потому что инфляция находится на историческом минимуме. Я склонен согласиться с мнением ЦБ… Сейчас инфляция находится на низком уровне – около 2%. Даже если случится рост инфляции и прибавится 1% к этому, то ничего страшного не будет; она будет как раз близка к таргету ЦБ. Поэтому эффект от НДС будет, но ничего драматического не случится.
На инвестиции у нас в стране больше влияет политика, уверенность, в том числе в инфляции. Поэтому здесь я не думаю, что это как-то скажется на объёме инвестиций.
Также мы поинтересовались тем, насколько, с точки зрения экспертов, вероятно дальнейшее увеличение НДС до 22%?
Максим Мезенцев: Честно говоря, сложно прогнозировать, потому что первоначально думали, что правительство увеличит НДФЛ, потом решили повысить НДС, недавно повысили пенсионный возраст. Так что, предугадать сейчас сложно. Но, однозначно, дальнейшее повышение НДС приведет к бурной реакции от всех сторон.
Игорь Кобзарь: Я думаю, вероятность дальнейшего повышения маленькая. Большой скачок вряд ли будет сделан сразу.