Различные министерства и ведомства России в последние дни заявили о регулировании цен на бензин, которые резко возросли накануне. Правительство договорилось с продавцами не повышать их в текущем месяце. По оценкам экспертов РИА Новости, это приведет к снижению цен на бензин на 2.2–2.5 руб (опт). Но госрегулирование — временная мера. В то же время, как значится на сайте ФАС России, налоговая составляющая в цене бензина будет расти в 2019-2020 годы, поэтому повышение цен топлива в перспективе неизбежно.
Первая мысль — бедные автолюбители России! Вероятно, подумали мы, стоимость бензина окажет существенное влияние на стоимость владения автомобилем. С этим вопросом мы обратились к консалтинговым компаниям, профессионально проводящим исследования авторынка, а заодно выяснили у них, повлияют ли цены на бензин, в конечном счёте, на продажи новых и подержанных автомобилей на авторынке.
Виктория Синичкина, директор по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли компании PwC (Прайсуотерхаускуперс) в России, не видит существенного влияния цен на бензин на стоимость владения ни в нынешней ситуации, ни в перспективе. В какой-то степени это может повлиять лишь на рынок подержанных автомобилей:
ЭВ: Виктория, скажите, пожалуйста, какую долю бензин сегодня занимает в общей стоимости владения автомобилем?
Виктория Синичкина: Доля затрат на топливо в общей стоимости владения автомобилем тем выше, чем дешевле автомобиль. Владельцы автомобилей классов В и С тратят на бензин 23–24%, в то время как владельцы автомобилей класса Е и полноразмерных внедорожников тратят по 6%, согласно исследованию PwC «Стоимость владения автомобилем» за 2017 г.
ЭВ: Как повлияет государственное регулирование рынка бензина на продажи новых автомобилей?
Виктория Синичкина: Глобальный тренд развития автомобильной отрасли демонстрирует отказ от двигателей с высоким уровнем потребления топлива — автопроизводители разрабатывают автомобили с более экономичными и более эффективными двигателями. В долгосрочной перспективе в некоторых странах обсуждается полный отказ от использования двигателей внутреннего сгорания и замена их электромоторами, а также некоторые автопроизводители уже объявили о стратегии полного отказа от ДВС в перспективе 2019-2025 гг.
Есть основания полагать, что государственное регулирование цен на бензин не окажет значимого влияния на продажи новых автомобилей, а лишь будет следовать за уже имеющимися тенденциями.
ЭВ: Окажет ли это влияние на вторичный рынок?
Виктория Синичкина: На вторичном рынке зачастую возникает ситуация, что автомобили с большим потреблением топлива становятся менее ликвидными, чем их более экономичные аналоги. В зависимости от эффективности действий государства, автомобили с более высоким уровнем потребления топлива могут стать более выгодными на вторичном рынке, а учитывая менталитет российского потребителя, покупатели могут воспользоваться данным трендом.
С тем, что регулирование цен на бензин не окажет серьёзного влияния на продажи автомобилей, согласен и «Автостат». «Скорее всего, цена на бензин может повлиять на эксплуатацию автомобиля, точнее, на его пробег: если топливо и дальше будет дорожать, средние пробеги будут снижаться, так как люди будут экономить на поездках», — пояснил нам Азат Тимерханов, глава пресс-службы аналитического агентства.