Недавнее исследование аналитиков Transport & Environment (T&E) показало, что преимущество электромобилей перед машинами на ископаемом топливе не ограничивается только нулевыми выбросами СО2, но в сотни раз меньшим использованием сырья.
В течение жизненного цикла литий-ионного аккумулятора электромобиля, после его утилизации, будет потеряно лишь 30 кг сырья. В дизельном и бензиновом автомобиле только моторного масла уйдет 17’000 литров, говорит отчёт компании.
Кроме того, расчет ресурсов, используемых для изготовления автомобилей относительно их конечного веса, показывает, что для машин на нефтяном топливе их объём по крайней мере в 300 раз больше, чем для электромобилей.
Таким образом, аккумуляторные электромобили превосходят своих бензиновых и дизельных собратьев и по спросу на сырье, и по энергоэффективности, и по затратам, одновременно устраняя выбросы углекислого и других вредных газов.
Массовый переход на электромобили безусловно повлечет за собой экологические издержки. Больший спрос на аккумуляторы потребует большей добычи полезных ископаемых, таких как литий, кобальт и никель.
Однако, по мнению T&E, добыча нефти для моторного топлива несёт гораздо больший ущерб окружающей среде. Её отчет обращает внимание на «двойной стандарт» при сравнении электромобилей и автомобилей на ископаемом топливе, который обычно принимает использование нефти как должное.
«Когда дело доходит до сырья, то они не выдерживают никакого сравнения, – рассказывает Люсьен Матье, аналитик T&E и автор доклада. – За свою жизнь среднестатистический автомобиль на ископаемом топливе сжигает штабеля нефтяных бочек высотой в 25 этажей. Если принять во внимание переработку аккумуляторных материалов, то потеряно будет всего около 30 кг металла – примерно размером с футбольный мяч».
Расчеты T&E показывают, что аккумуляторные электромобили потребляют на 58% меньше энергии, чем бензиновые автомобили, и выделяют на 64% меньше углекислого газа. Выбросы, связанные с электромобилями, образуются в основном при производстве аккумуляторов, а основные выбросы автомобилей с двигателем внутреннего сгорания происходят при их использовании.
Развитие аккумуляторных технологий позволит снизить среднее количество лития, никеля и кобальта, необходимых для каждого автомобиля, что смягчит возросшие потребности в материалах и снизит стоимость электромобиля. Повышение норм утилизации и переработки отходов сможет снизить потребность в сырье ещё больше.