Электрозарядные станции для автомобилей, призванные заменить собой в скором времени автомобили на традиционных видах топлива, распространяются в мире стремительными темпами. Согласно отчёту Global EV Outlook 2020, опубликованному Международным энергетическим агентством, во всем мире количество общедоступных зарядных устройств всех типов увеличилось на 60% в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Забавно, но электрозарядные станции для автомобилей набирают обороты больше, чем продажи самих автотранспортных средств.
Глобальным лидером по парку электрических транспортных средств являются США. Это 12% мирового парка электротранспорта (7.2 миллиона единиц). А вот доля электрозарядных станций здесь 24% от мирового рынка. Правда, они преимущественно частные и довольно медленные.
Доля США в медленных общедоступных зарядных устройствах в мире составляет 11%, но в быстрых — лишь 5%. В Европе ситуация чуть лучше — доля Евросоюза в быстрой электрозаправке составляет 6%. А 82% быстрых зарядных устройств в мире имеет Китай.
У второго по парку рынка мира — Европы, по мнению представителей Wood Mackenzie, есть шанс догнать и перегнать США в части быстрой зарядки к 2030 году, но с это сопряжено с большими расходами и отсутствием роста рынка электромобилей. EIA прогнозирует, что общий объем глобальных продаж легковых автомобилей сократится в 2020 году на 15%, в то время автомобиле на электричестве останутся на прежнем уровне продаж (2.1 миллиона, как и в 2019 году). Что уж говорить про возможности любой страны мира догнать и перегнать Китай. В России, по данным Автостата, в 2019 году было продано 353 электромобиля.
В мире в 2019 году продано 3.8 миллионов электромобилей, из больше миллиона — в Китае, где рынок упал на 2% к предыдущему году. На втором месте — Европа (561 тысяча единиц), на третьем — США (327 тысяч; снижение произошло из-за прекращения господдержки GM и Tesla). Сегмент глобально растёт на 6% и по состоянию на 2019 год сумел захватить 2.6 мирового рынка автотранспортных средств.
Во Франции и Германии было объявлено о стимулировании продаж электромобилей в рамках восстановления экономики после пандемии. Но недостатки системы подзарядки автомобилей на электрической тяге, если не будут устранены, станут тормозом для развития рынка. Помимо технологических недостатков, над которыми борются производители, есть и коммерческие, производные от конкурентной борьбы различных брендов.
Так, в Европе счастливый владелец автомобиля регулярно сталкивается с пятью различными формами розетки, в то время как средний автомобиль изготовлен с двумя, и тремя или четырьмя типами мощности. Nissan строит бесплатные терминалы в некоторых проходных местах, но его система быстрой зарядки несовместима с Zoe его партнёра Renault во Франции.
В этой стране действуют многие общественные зарядные станции, но они не вполне надежны и частенько выходят из строя. Есть и частные, где тариф является предметом частых огорчений (он редко отображается в момент подключения, и может стоить 1 евро в первый час зарядки, но 30 евро во второй).
В настоящее время на французских автомагистралях остаются только терминалы сети Ionity, созданной консорциумом иностранных производителей (Daimler, BMW, VW, Ford, Hyundai), где заправка осуществляется по довольно высоким тарифам (от 25 евро до 40 евро за 300-километровый путь).
Надолго опережая Россию в развитии электротранспорта, правительство Франции сделало электромобиль центральным элементом своей политики стимулирования авторынка, но именно из-за электрозарядных станций сталкивается с низкой эффективностью своих усилий.
«От 80 % до 90% наших клиентов заряжаются дома или в офисе, — говорит Figaro Лионель Френч-Кеог, генеральный директор Hyundai по Франции, — Проблемность зарядки при длительном путешествии сегодня ограничивает использование электромобиля корпоративными автопарками и делает этот вид транспорта только вторым средством передвижения для частных лиц». И это в стране, где требуется, чтобы во всех новых зданиях 100% парковочных мест имели электрозарядные станции для автомобилей к 2022 году.
В России на начало 2020 года была всего лишь 161 электрозарядная станция для автомобилей, которая за час заряжает инновационное транспортное средство на 50 километров, и это обходится автовладельцу в 400-450 рублей. Это медленно, но многих проблем, которые сейчас есть в Европе, у нас пока нет — 80% скудного рынка имеет Nissan Leaf.
Зарядки для электромобилей в Москве распространены шире, чем в остальной части страны. Их на начало 2020 года более сотни, и город лидирует по числу станций в России. Всё время говорится о планах по развитию сети заправочных станций, что фактически бессмысленно без продаж электротранспорта. Последнее будет трудно достижимо без реальной господдержки — стимулирования спроса. А уже затем понадобится искать решения многочисленных проблем электрозарядных станций для автомобилей, которые сейчас обсуждает Европа.
Мы, увы, ещё бесконечно далеки от парка автомобилей с нулевыми выбросами, вопреки всем трендам мирового рынка.