Когда Вторая мировая война подходила к концу, из немецкого замка Фриденштайн исчезла картина Питера Пауля Рубенса. Теперь, восемь десятилетий спустя, удалось договориться о её возвращении.
Полотно «Святой Григорий Богослов» (1621), на котором изображён богослов и один из Отцов Церкви, принадлежит к коллекции эскизов, созданных Рубенсом в рамках заказа на украшение потолка иезуитской церкви Святого Карла Борромео в Антверпене. Это был первый крупный заказ Рубенса для общественного здания.
Готовясь к проекту, фламандский художник зарисовал множество библейских сцен. Однако готовых картин теперь не осталось. В 1718 году в здание ударила молния, в результате чего оно загорелось и все 39 произведений искусства были уничтожены.
На сегодняшний день сохранились только 22 этюда Рубенса. В течение многих лет пять из них хранились в замке Фриденштайн.
Построенный в 17 веке, замок когда-то был резиденцией герцогов Саксен-Кобург-Готских — родственников российской и британской короны. Вскоре после немецкой революции 1918 года привилегии знати были отменены, и герцоги лишились своих титулов и полномочий. Замок стал общественным музеем и получил в собственность семейные картины и сокровища, которые были выставлены на всеобщее обозрение.
В 1945 году, ближе к концу Второй мировой войны, картины были эвакуированы из дворца в Готе в город Кобург. В условиях военной неразберихи и паники члены герцогской семьи незаконно заполучил три свои картины Рубенса, в том числе «Святого Григория Богослова», которые затем продали.
В конце концов эскиз попал в Соединённые Штаты, где оказался в художественной галерее Олбрайт, ныне известной как Buffalo AKG Art Museum, где и пребывает поныне.
Несколько лет назад музей, не зная о том, что картина была украдена, решил продать её. Официальные лица связались с Christie’s, который выяснил происхождение картины и её историю. После длительных переговоров музей решился вернуть картину в Германию.
«Нам удалось убедить американский музей не выставлять эту работу на аукцион, а заключить частное соглашение о продаже, чтобы вернуть её в город Гот», — сказал Дирк Болл, заместитель председателя Christie’s по искусству 20-го и 21-го веков.
Стоимость сделки не разглашается, но газета Times сообщает, что это «семизначная цифра», что значительно ниже оценочной рыночной стоимости картины.
«Возвращение эскиза Рубенса, несомненно, является началом дальнейшей реституции, за которую, в зависимости от истории утраты, рыночная цена не выплачивается, а вместо этого стороны добиваются справедливой компенсации», — говорит Мартин Хернес, глава Художественного фонда Эрнста фон Сименса, который сыграл ключевую роль в доказательстве того, что первоначальная продажа картины была незаконной.
Картина будет выставлена в герцогском музее, который находится в дворцовом комплексе Фриденштайн. В настоящее время в музее хранятся три из пяти эскизов Рубенса; два других, проданных герцогской семьёй, по-прежнему отсутствуют, хотя официальные лица пытаются содействовать их возвращению.