Если Вермеер – это не Вермеер, тогда кто висит в музеях?

Если Вермеер – это не Вермеер, тогда, кто висит в музеях?

В Нидерландах полотно «Девушка с флейтой» висит как работа Вермеера, а в США утверждают, что это картина одного из его учеников.

Ян Вермеер из Делфта оставил после себя менее 50 произведений. Но то, что сохранилось, пленяет сердца любителей искусства – он мастер обыденных сцен, интригующих секретами своих персонажей, такими как девушка, читающая письмо у окна, или задумчивая служанка, разливающая молоко. От кого письмо, так взволновавшее юную особу? Что тревожит горничную?…

Поскольку число работ Вермеера столь невелико, то когда появляются намеки, что, возможно, найдена ещё одна работа его кисти, это всегда большое событие.

Один из недавних прецедентов «битвы за Вермеера» случился в октябре 2022 года. Один из музеев назвал «Девушку с флейтой» подлинным Вермеером, а другой окончательно разжаловал её в работу ученика.

«Девушка с флейтой», возможно, не Ян Вермеер
«Девушка с флейтой», возможно, не Ян Вермеер

Этой осенью Национальная галерея искусств в Вашингтоне объявила о результатах кропотливой экспертизы работы долгое время приписываемой Вермееру:

«Девушка с флейтой» была написана не Вермеером, а его коллегой», – говорится в официальном заявлении. И вот, менее чем через месяц Государственный музей в Амстердаме, который получил эту картину для новой крупной выставки Вермеера в 2023 году, пришел к противоположному выводу об этой же работе: «Это предельно ясно – «Девушка с флейтой» – настоящий Вермеер».

Написанная на маленькой деревянной дощечке «Девушка с флейтой» изображает женщину в шляпе и отороченной мехом накидке, сидящую у узорчатого гобелена с флейтой в руках. Она имеет определенное сходство с другой работой, приписываемой Вермееру, но эксперты уже давно высказывали сомнения относительно её авторства.

Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой»
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой»

«Я никогда не считала её такой же, как другие картины Вермеера», – сказала Марджори Виземан, глава отдела живописи Северной Европы вашингтонской Национальной галереи.

«Что делает Вермеера Вермеером, так это его действительно сверхъестественная способность привлекать зрителя, вызывать настроение, ощущение, присутствие, которое каким-то образом превосходит время», – говорит она. Женщины на его картинах, по ее словам, обладают «нарочитой сдержанностью… вместо того, чтобы выйти навстречу к вам, зрителю, они завлекают вас в себя».

По мнению американских экспертов, у Девушки с флейтой этого нет. Когда из-за Ковида музей вынужден был закрыть двери для посетителей, у специалистов появилась возможность внимательно изучить свою коллекцию Вермеера, используя передовые технологии визуализации.

Ян Вермеер, «Молочница»
Ян Вермеер, «Молочница»

При ближайшем рассмотрении обнаружился неуклюжий мазок кисти. Краску клали довольно грубо, она «скапливалась и почти стекала. Пигменты, использованные в финальной отделке, были плохо измельчены и положены не тонкими слоями, как делал это Вермеер. Кроме того, в краске остались сломанные ворсинки, что говорит о том, что художник использовал излишнюю силу или старую или плохо сработанную кисть. Даже композиция блочная и неуклюжая, пишут вашингтонцы. «Вместо того, чтобы отважиться бросить косой взгляд через плечо, женщина смотрит на нас прямо… без особых попыток заинтриговать или соблазнить».

Вывод экспертов однозначный – работа выполнена кем-то, хорошо знавшим своеобразный стиль Вермеера Кем-то, кто наблюдал за его техникой, но не овладел ею.

Это заключение не только отвергает авторство мастера, но и рушит устоявшийся взгляд на Вермеера как на одинокого гения, и делает предположение, что у художника была школа-студия.

Заявление о том, что Вермеер, хранящийся в коллекции музея, больше не является Вермеером, — это как оглушительный взрыв бомбы на рынке, который так любит тишину.

Ян Вермеер, «Дама, стоящая у вирджиналя»
Ян Вермеер, «Дама, стоящая у вирджиналя»

Подобно Рембрандту или Ван Гогу, Вермеер принадлежит к категории «художников с именем, на плечах которых покоится западноевропейская живопись» — говорит Виземан и добавляет: «На карту поставлено многое».

Атрибутирование, кто написал произведение искусства, является рутинной работой для любого искусствоведа, дилера или аукционного дома, но ставки намного выше, когда речь идет о величайших художниках, говорит Эрик Ян Слуйтер, почетный профессор истории искусств Амстердамского университета. «В эти картины в буквальном смысле вложено очень много, включая репутацию искусствоведов или музеев».

Девушка с флейтой будет выставлена на крупнейшей в истории выставке работ Вермеера, которая откроется 10 февраля в Государственном музее Нидерландов. Здесь покажут 37 работ, включая «Девушку с жемчужной серьгой» и «Даму, стоящую у вирджиналя».

«Девушка с флейтой» привезена как «не Вермеер», но мы повесим ее как настоящего Вермеера, – сказал куратор предстоящей экспозиции Питер Рулофс. – Сомнения куда-то исчезают после перелёта над океаном».

«Мы еще не знаем их аргументов», – комментирует решение амстердамского музея Слуйтер, и он не верит в «очень сильную позицию» учреждения, ссылаясь на то, что тот не представил ученым данных своей экспертизы. «Всегда есть неопределенность, и вам, как искусствоведу, приходится с этим жить».

«Девушка в красной шляпе» тоже под сомнением
«Девушка в красной шляпе» тоже под сомнением

Аналогичные сомнения об авторстве Слуйтер высказывает и по поводу «Девушки в красной шляпе». Она также написана на деревянной панели, композиция схожа с «флейтисткой» и у неё те же отклонения от техники Вермеера.

Если не Вермеер, то кто?

Это открытый вопрос. В Вашингтоне предположили, что, возможно, художник был подмастерьем или богатым любителем, бравшим уроки и помогавшим бедному Вермееру оплачивать его счета. Может это была старшая дочь художника Мария? Американцы считают это маловероятным, а Слуйтер, наоборот, – правдоподобным предположением:

«Это не так уж эксцентрично, это вполне возможно. Мы знаем о других дочерях, работавших в мастерских своих отцов в 17 веке. Часто они выходили замуж и прекращали рисовать, поэтому не стали профессиональными художниками».

Кто на самом деле является автором этих работ – это пока загадка, которую ещё предстоит разгадать.

Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый автопортрет 24-летнего художника
Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый автопортрет 24-летнего художника
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку