Яркий представитель творческой династии Лансере-Бенуа-Серебряковых Евгений Лансере известен в разных ипостасях. Он знаменит монументальными художественными полотнами, оформлением декораций к театральным постановкам, деятельным сотрудничеством в журнале дяди Александра Бенуа «Мир искусства», занимался дизайном промышленных изделий. Но Музей Востока, открывший выставку «Евгений Лансере в Дагестане», решил высветить иную, этнографическую грань его творчества.
С детства зная о Дагестане от отца, покорённый этим удивительным пёстрым регионом Кавказа, художник долгие годы провёл здесь и сумел покорить Дагестан.
«Евгения Лансере очень интересовала самобытность кавказских народов, — рассказал нам правнук Евгения Лансере, кандидат искусствоведения Павел Павлинов. — То, какими разными они были в своём этнографическом, художественном проявлении. Его привлекали красивые костюмы, живописный старый традиционный быт, который сохранялся тогда больше, чем сейчас. У Лансере вызывали интерес подробности жизни людей и сами люди, даже в большей степени, чем пейзажи Дагестана. Причём его портреты были написаны с людей разных политических взглядов: мы видим здесь и социалистов, и представителей Белого движения, участником которого в Ростове-на-Дону был сам художник. Так, среди его моделей был большевик Махач Дахадаев, Лансере портретировал его несколько раз и оказался одним из немногих, кто решился придти на его похороны. Когда Дахадаева убили, многие боялись приходить из опасений показаться политически неблагонадёжным, а Лансере отважился проводить его в последний путь»
Вхождение Евгения Лансере в закрытый мир Кавказа началось в семье. Здесь он познакомился с семьёй Хизроева, учившегося с мужем сестры художника, мужем Зинаиды Серебряковой. Магомет Хизроев познакомил его с дагестанцами, и постепенно он стал вхож в разные семьи. Как показывает его творчество, он общался с разными стратами общества: рисовал как нищенок и инвалидов, так и своих знакомых писателей и художников.
Вскоре Лансере получил заказы: от издательского товарищества Р. Голике и А. Вильборг на создание иллюстраций к «Хаджи Мурату» и «Казакам» Льва Толстого, затем устроился штатным художником в экспедиции Кавказского археологического музея. За долгие годы Евгений Лансере смог не только оставить потомкам прекрасные художественные работы и передать красоту этих мест и людей, но и сохранил память о том, что уже увидеть нельзя.
Например, ему посчастливилось увидеть и запечатлеть временное поселение ногайцев, вскоре оставивших Дагестан. Или реконструировать облик Ханского дворца — дворца шамсхалов в Кафыр-Кумуже, разрушенного при строительстве железнодорожной ветки Порт-Петровск — Темир-Хан-Шура в 1914 году.
Если бы не художник, мы не знали бы о том, какую прекрасную крепость выстроил в середине XIX века кумыкский шамхал от набегов имама Шамиля. Помимо величественных обломков (к моменту создания работы дворец был полностью разобран), в реконструкции Дворца Евгению Лансере помогли местные жители, которые, включая потомков легендарного Хаджи-Мурата, всем сердцем приняли чужака и охотно делились с ним воспоминаниями.
«Народы Кавказа с большим интересом воспринимали то, как их изобразил Евгений Лансере, — говорит Павел Павлинов. — Сначала люди с настороженностью относились к возможности живописного изображения, были случаи, когда они отказывались изображаться на горных территориях, но когда они видели результат, что это хороший столичный художник, они с радостью позировали ему. Более того, Лансере учил местных художников. В 1918 году он начал преподавать в Дагестане, в гимназии Темир-хан-Шуры и вести там занятия рисунком и живописью. Муэтдин-Араби Джемал, Хасбулат Аскар-Сарыджа и многие другие художники Дагестана, ставшие впоследствии известными, учились у него. О некоторых из них мы знаем только по портретам Лансере, например, о Патит Шахназаровой, о которой только известно, что она занималась в рисовальном классе и стала художницей».